Заметки о «теории власти»

Моя слабость – разные социологические теории, описывающие закономерности общественно-политических процессов, скрытые движущие силы истории. Последнее время моё внимание привлекла так называемая «теория власти». Впервые эту концепцию сформулировал известный политолог Михаил Хазин, в соавторстве с публицистом Сергеем Щегловым в книге «Лестница в небо». На эту теорию опирается и пытается развивать блогер Максим Солохин. Здесь я попробую кратко изложить суть и основные понятия «теории власти».

Для начала, следует разделить понятия «Власть» и «Управление». Это разные вещи, которые люди часто путают. Власть – способность воздействовать, потенциал. Управление – действия, направленные на решение какой-то задачи. Можно провести аналогию между собственником предприятия и наёмным менеджером, или собственником транспортного средства и шофёром. Управлять – ещё не значит иметь власть, власть – у того, кто делегирует управленцу полномочия.

Есть закономерность: лидер, который Управление (интересы возглавляемого дела) ставит выше Власти (силы потенциала влияния) в итоге лишается и того и другого, проигрывая соперникам, для которых ценнее Власть. Это же противоречие между Властью и Управлением порождает ситуации, когда должностные лица действуют во вред делу, но укрепляя личное влияние.

Теперь о самой власти. Власть возникает из отношений между двумя людьми, когда один человек признаёт другого лидером и выражает готовность действовать в его интересах. Она строится на отношении личной верности с одной стороны, и доверия и покровительства – с другой, своего рода, ассиметричная дружба. Так возникает связка «вассал-сюзерен» – «атомарная частица» властной группировки. У одного сюзерена может быть несколько вассалов, но у вассала может быть только один сюзерен. При этом сам сюзерен, в свою очередь, обычно вассал ещё более могущественного сюзерена, и так по нарастающей. В свою очередь, вассал тоже может стать сюзереном по отношению к тому, кто изъявит ему преданность и готовность повиноваться. Так образуется «властная группировка» — ещё одно основное понятие теории власти.

Небольшое отступление: вассал повинуется только непосредственному сюзерену, как и сюзерен даёт распоряжения только непосредственным вассалам. Действует правило «вассал моего вассала не мой вассал». Таким образом, средневековая терминология используется не случайно. По мнению Максима Солохина, в прежние времена власть была меньше склонна к скрытности, и принципы её устройства были более наглядны.

Но перейдём к общей сути теории власти. Согласно этой концепции, властвующая элита представляет собой совокупность конкурирующих властных группировок.

Властная группировка строится как неформальная общность людей, связанных отношениями личного доверия, и совместно контролирующими некий ресурс. Она структурирована по «феодальному» принципу «вассал-сюзерен», в схематичном отображении выглядит как разветвлённый древовидный граф, исходной вершиной которого является верховный сюзерен группировки.

Что касается отношений личного доверия, обычно это семейные и родоплеменные связи, также давняя дружба – с юных лет, по совместной учёбе/работе/службе, участию в каких-то делах и так далее. На нижних уровнях иерархии речь обычно идёт о дружеских связях, но чем выше ступень пирамиды, тем более актуальны отношения родственные.

При этом не надо отождествлять властную группировку с семейными кланами, стяжающими влияние. Не каждый член влиятельной семьи является членом властной группировки. Но категории «клан» и «фамилия» мы рассмотрим позже.

Также группировка не тожественна институтам и организациям (неважно – государственным, общественным, коммерческим). Хотя доминирующая в формальной структуре группировка всегда стремится вычистить из неё всех нелояльных и максимально укомплектовать своими людьми. Внутри одной организации могут соперничать за влияние несколько группировок. Порой такое противостояние выливается во взаимный саботаж. Также, властные группировки рассматривают контролируемые ими организации как ресурс, который они стремятся использовать в первую очередь на усиление своего влияния, и уже потом на выполнение функций, для которых организация была создана. Здесь опять пример противоречия интересов Власти и интересов Управления.

Властную группировку не следует путать и с политическими альянсами и коалициями – обычно это временные функциональные объединения разных властных группировок для совместного решения текущей проблемы, которые после её решения распадается немедленно.

Как уже говорилось, властная группировка управляется по феодальному принципу – по цепочке от сюзерена к вассалу с верхних уровней на нижестоящие. Вассал обязан быть верным сюзерену, ставя его интересы выше всего, в том числе и закона. Но между собой вассалы могут соперничать за расположение своего сюзерена, и даже воевать – пока это не вредит интересам сюзерена и властной группировки. Это проявляется и на уровне властных группировок, входящих в более крупную группировку. Часто две враждующие неформальные группы даже не подозревают, что они часть одной властной группировки, и их лидеры служат одному и тому же сюзерену.

Человек, желающий войти во власть, должен быть принят во властную группировку. Для этого ему следует убедить в личной преданности одного из ее членов, который и становится его сюзереном. (Либо сюзерен подбирает себе помощника из так называемого «шлейфа» — совокупности его подчинённых, не вхожих в его неформальную группировку, но рассматриваемых, как потенциальные кандидаты). При этом сам сюзерен может иметь в своей группировке весьма невысокий статус. Другой вариант – попытаться самому сколотить свою неформальную группу и рваться к власти, но тут всё равно придётся заручаться поддержкой какой-то из существующих могущественных группировок. Что, по сути, означает вхождение в неё. «К власти рвутся бандой», — как писали Хазин и Щеглов.

Теперь рассмотрим ещё две категории из теории власти: клан и фамилия. В понятийный аппарат теории власти их тоже ввёл Максим Солохин.

Итак, «фамилия» — семейство, достигшее власти и богатств, и преумножающее свои власть и ресурсы из поколения в поколение. Имеется определённая система воспитания подрастающих поколений в духе приоритета интересов фамилии как долговременной структуры, своего рода предприятия со своими административными и материальными ресурсами, политическим капиталом, репутацией (в старину обозначалось словом «честь»). У потомственных вассалов-паладинов и потомственных вождей ценностные установки воспитания несколько различаются, но общий принцип схож. «Клан» представляет из себя совокупность нескольких фамилий, связанных стародавними родственными узами, династическими браками. Кланы и фамилии с давней историей служат источником кадров для властных группировок (отметим, не все члены семейств, а те, кто проявил желание и способность играть во властные игры). Преимущество выходцев из кланов – они сразу занимают высокий статус во властных группировках, получая его по наследству.

Ещё один термин, введённый Максимом Солохиным – «король». Он означает верхового сюзерена властной группировки, уже полностью суверенного, над которым нет никого. «Король» исполняет скорее представительскую роль – для переговоров с лидерами других властных группировок. Нижестоящие сюзерены, в зависимости от статуса, условно могут именоваться «герцогами» и «баронами». Член властной группировки низового уровня – «паладин».

Здесь я попытался дать краткое описание теории власти. Кому стало интересно – могут ознакомиться с работами основоположников. В следующих эссе на эту тему я постараюсь дать описания геополитической концепции Максима Солохина, базирующейся на теории власти. Собственно, я предполагаю писать цикл статей о разных политических теориях и подходах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *