Начавшийся 2018 год ознаменовался интересными прецедентами. В начале февраля в Дагестане арестовали разом нескольких высших чиновников региона. Одновременно экс-губернатор Сахалина Александр Хорошавин за злоупотребления получил 13 лет колонии и штраф в 500 млн рублей. Зная мягкость правосудия к высокопоставленным лицам, это выглядит невероятно. Добавим, за 2017 год Владимир Путин сменил губернаторов в 14 регионах, поставив вместо них команду «молодых технократов».
Все эти действия можно понимать как стремление Кремля усилить контроль над регионами, попытку поставить на место зарвавшиеся местные элиты.
«Уверяю вас, настрой у нас очень серьезный, решительный на то, чтобы все, что нам мешает двигаться вперед, было зачищено. Мы очень рассчитываем на то, что эффект, получаемый от этой работы, будет инвестироваться», — заявил недавно Владимир Путин.
Приход в Бурятию Алексея Цыденова также укладывается в логику «переформатирования регионов». Следует отметить, региональные элиты часто начинают руководствоваться принципом «до бога высоко, до царя далеко», что отражается на качестве их работы. Думается, необходимость слегка прижать местечковую вольницу назрела давно. Особенно в преддверии президентских выборов.
— Владимир Путин в большей степени был озадачен предстоящими выборами. С этим я и связываю реставрацию политической архитектуры некоторых регионов, в том числе и Бурятии. Владимиру Путину необходимы были надежные, с его точки зрения, кадры, которые смогли бы обеспечить стабильность в регионах и снизить антирейтинг власти в целом, — считает эксперт-политолог, завкафедрой политологии БГУ Алексей Комбаев.
Надо признать, вопросы стабильности и повышения престижа власти для Бурятии не праздные. Управленческие таланты старых властных элит Бурятии в комментариях не нуждаются – результаты видно всем на состоянии хозяйства республики. Не намного лучше и со стабильностью – у старых кланов вошло в привычку затевать по любому поводу протестные митинги, то и дело разыгрывать национальную карту. (Вспомнить то же скрытое противодействие памятнику основателям Улан-Удэ). В сельских районах тлеют конфликты, начавшиеся при Наговицыне. Прежний глава избегал ссориться с местными элитами (хотя и решился сменить ректора БГУ). Но Алексей Цыденов явно будет действовать более жестко. Пока что он лишь перетряхнул правительство, сняв ряд старых «монстров» и поставив на ключевые должности новые кадры. Но впереди – выборы 2018 года в Народный Хурал. Думается, они ознаменуют новый этап зачистки всего, что мешает развитию.
Что касается выборов президента в марте 2018, повторюсь, что для Бурятии тут возможность показать активность региона явкой на выборы. Потому что пассивный регион не разбегутся включать в федеральные программы и обеспечивать госзаказами. Кроме того, регион, чьё население проявит инертность, может создать в Кремле впечатление, что там есть «внутренние тормоза», мешающие развитию. Соответственно, опять возникнут вопросы к местным элитам. Напомним, всё мешающее развитию страны собираются зачистить.