Классификатор общественных активистов

В общественно-политической сфере Бурятии вращается много разного народу с разной мотивацией. Кто-то искренний идеалист, кому-то некуда приложить избыток энергии, кто-то ждёт вполне конкретных дивидендов. Баламутить воду в отдельно взятом городе каждый тоже норовит на свой лад. Так что, думаю, пора составить эдакий классификатор общественно-политических типажей.

Итак, начну, пожалуй, с мотивации: зачем люди идут в общественники и околополитику? Ведь в любом деле первична цель, побудившая «взяться за гуж». Итак, общие психологические типажи.
1) «Идеалист». Название, как понимаете, говорит само за себя. Да, такой тип правда встречается, хотя редко. Обычно это романтичная молодёжь от 16 до 20 «со взором горящим». (Более зрелые люди в силу житейского опыта менее склонны что-то делать исключительно «за идею» — ведь семья, работа и всё такое). Большинство быстро «перегорают», вернее, разочаровываются, окунувшись в реальную «кухню». В руках опытного циника могут быть опасным материалом.
2) «Корыстный прагматик». Я просто хотел быть вежливым, правильнее ленинский термин «политическая проститутка». Субъект идёт в общественно-политическую сферу для денег и власти. Хотя на словах пафосно распинается за благородные цели (которые для него лишь работа на имидж, «запинывание ушей» электорату, и ничего больше). Типаж очень распространённый. Циники даже считают, что преобладающий, но это всё же преувеличение.
3) «Идейный прагматик». Эдакий гибрид первых двух типажей, или поумневший Идеалист. С одной стороны, искренен в идейных убеждениях, не изменяет им. Но руководствуется макиавеллиевским принципом о цели и средствах, методы борьбы за благородные идеалы часто, скажем так, не из тех, что делаются в белых перчатках. Также, старается «сочетать приятное с полезным», и борясь за Светлую Цель, не забывает извлекать вполне конкретную выгоду: деньги от «спонсоров», должности, политический капитал. На самом деле этот типаж наиболее популярен.
4) «Тщеславный». Своеобразный типаж человека, которому нравится быть в центре внимания. Каких-то меркантильных целей он как правило, особо не преследует, для него «наркотик» — восторженные отзывы поклонников и злобное шипение врагов. Любитель покрасоваться перед народом, хлёстко высказаться по какой-то теме, отмочить что-то эпатажное. Без этого ему жизнь кажется просто пресной.
5) «Шиз». Название опять говорит за себя. Очень похож на предыдущий — с тонкой, но существенной разницей, что реально психически неадекватен. Текста и воззвания таких субъектов – реально алогичный бред истерика. Часто отстаивают вывернутые наизнанку понятия добра и зла, отвращающие нормальных людей. На поприще их толкают психические комплексы и серьёзные проблемы в личной жизни.
6) «Самообманщик». Человека, не особо успешный в жизни (ни работы нормальной, ни семьи). Участие в общественно-политической сфере (постоять с флагом на пикете, листовки раздавать) придаёт ему иллюзию занятости чем серьёзным, причастности к важному. Типичный образец — бомжеватого вида тип с крикливым агитплакатом на митинге.

Теперь дам другую «шкалу» — по уровню энергичности деятеля — в рядах некоего движения или сообщества.
1) «Моторчик» (или «Пассионарий») — постоянно генерирует идеи, мутит новые начинания, склоняет людей поддержать очередную бучу, организовывает сторонников и всё такое.
2) «Винтик». Придумывать что-то не способен, но активно помогает «моторчикам» воплощать идеи.
3) «Балласт». Случайные люди, разными путями затесавшиеся в движ. Двигать что-либо неспособны, от действий в обеспечении тоже стараются уклоняться. Так что обозначение исчерпывающе.

Далее идёт шкала деловых пристрастий общественников – к чему кто предрасположен. Ведь природные таланты у каждого разные, кто-то лучше работает руками, кто-то – языком или пером.
1) «Организатор». Его стихия – устраивать разные акции, мероприятия, организовывать разобщённых сподвижников в слаженную команду. Он договаривается с кем надо, распределяет обязанности между людьми по способностям и заставляет двигать дело, подгоняя где пинком и окриком, где добрым словом.
2) «Трибун» — любит красочно выступать перед массами, участвовать в дебатах, демонстрируя ораторское искусство и разя оппонентов язвительными речами. Умело чувствует чаяния толп, говоря то, что они хотят услышать. Хороший полемист, точнее, скандалист. За словом в карман не лезет, умело применяет демагогию и софизмы, вовремя переходит на личности.
3) «Идеолог». Его страсть – подготовка идейной платформы, политических программ, агитационных статей. Хорошо эрудирован, особенно в области гуманитарных наук. Организатор и оратор он обычно неважный, это эрудит-теоретик, чьё оружие – перо. Но манускрипты таких теоретиков порой кроили мир.
4) «Исполнитель». Ценен, когда нужно помощь чем конкретным – подогнать транспорт, обеспечить реквизитом, постоять с плакатом (лучше на заднем плане), найти помещение. Организовывать не любит, идейных программ и зажигательных выступлений от него тем более не дождёшься.
5) «Статист». Самое большее, что может – потоптаться в массовке, желательно в заднем ряду, и чтоб лицо ни в коем случае не попало под камеры. Даже исполнитель из него крайне скверный в силу лени и робости.

Теперь попробую охарактеризовать типы общественнических лидеров по стилю управления.
1) «Харизматичный вождь». Всегда на виду и на слуху, постоянно мелькает на всех мероприятиях, выступает с резкими заявлениями, затрагивает острые вопросы, «кусает» и провоцирует всех, кого можно. В общем, всеми способами старается прославиться, привлечь к себе внимание. Эдакое живое знамя своего движения.
2) «Серый кардинал». Старается управлять незаметно для широкой публики, через «директивы» на кулуарных собраниях. (Порой окружающие даже не подозревают его причастность к какой-то шумной движухе). Скандальной славы не любит, баламутить воду и «кусать» кого-то предпочитает чужими руками (как правило, «тщеславных харизматиков»). На публике старается выглядеть сугубо как «белый и пушистый», в связи хорошими, ни для кого не обидными вещами. В «клане» обычно берёт функции организатора.

Следующая классификация. Долго думал, как обозначить эту шкалу. В итоге остановился на неуклюжем сочетании «по уровню полезности». Тут вырисовывается три типа:
1) «Результативный». Тот, чья деятельность приносит объединению реальные результаты, будь то успешные мероприятия, нужные публикации, людской ресурс, материальная база, полезные связи и прочее.
2) «Никакой». Можно наверное не разъяснять особо. Пользы нет, как впрочем и вреда.
3) «Тихий саботажник». В движении часто на первых ролях, даже лидер. Фокус в том, что любое дело под его скипетром тихо загибается, либо весь пар уходит в свисток. Он может очень много говорить, конкретного же делает много меньше. Всегда упускает выгоды, что можно извлечь из удачной ситуации, медлит, когда надо действовать быстро и решительно, нерационально тратит ресурсы. А если ему вдруг поднесут на блюдечке удачную тему для гранта или пиара, он и тут упустит все возможности, ухитрившись заодно отвратить спонсоров и союзников. Став у руля, он чудесным образом сделает так, что вокруг останутся серые посредственности. «Харизмой» не обладает, выглядит вознёсшейся посредственностью. В общем, этот типаж будущим общественникам надо уметь распознавать едва ли не в первую очередь.

Завершу же классификатор делением согласно ценностям, которые отстаивает общественник, их всего два:
1) «Созидатели». Основатели нового, идущего на пользу людям – и личности, и обществу. Выступают за здоровые ценности и мораль, отстаивают идеи единства и согласия, помогают позитивному творчеству, спорту. Поддерживают всё здоровое, созидательное, жизнеутверждающее.
2) «Бешеные псы». Предпочитают разрушать и разлагать, просто из спортивного интереса. Именно они ратуют за разные вредительские преобразования, приводящие к бедствиям населения, защищают разные деструктивные элементы вроде террористов, поддерживают мракобесные учения и центробежные тенденции. Они подобны вредоносным раковым клеткам.

Нетрудно догадаться, что «Созидатели» и «Бешеные псы» находятся в лютой оппозиции (хотя изредка бывают временные тактические альянсы). Выражаясь ведической терминологией, тут нельзя говорить даже о противостоянии «дэвов» и «асуров» — скорее о борьбе светлых сил с какими-то мерзостными «претами» и демонами, что совершенно осознанно, в здравом уме и трезвой памяти встали на сторону зла. Впрочем, тут уже пошла отвлечённая морально-философская область, можно углубляться бесконечно. Тем более что кто-то ещё вспомнит про относительность добра и зла. Завершу же сей текст надеждой, что этот классификатор кому-то окажется полезен. Пока же попробуйте примерить описанные типажи к известным общественникам и политикам Бурятии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *