Философия фантастики

Вспоминается фраза писателя Федора Березина: «фантастика спасёт мир от катастрофы». А Юрий Никитин однажды в свойственной ему резкой манере заявил, что «писатели-фантасты — высшая раса в сравнении «со всякими там детективщиками и дамскороманщиками».

Для начала, что такое фантастика? Одно из определений: «жанр и творческий метод в художественной литературе и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей». Однако чаще всего под фантастикой понимают именно «научную фантастику». Которая «основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки, описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческие общество и личность». Определений множество, различающихся формулировками.

Когда-то я много беседовал с разными людьми о роли фантастики. Порой об этом жанре отзываются как о несерьёзном. Но это, на мой взгляд в корне неверно. Замечу, почву для таких предубеждений создали чисто развлекательные образцы фантастики. Обычно это такие поджанры как «космическая опера», «технофэнтэзи», «фантастический боевик». (Читое «фэнтэзи» не стоит рассматривать как разновидность фантастики, это совсем иной жанр). Да, хватает чисто развлекательное чтива не слишком высокого пошиба. Он действительно, глубокого смысла не несёт и вряд ли научит человека чему путнему. Но есть и фантастика высокого класса, в которой много технических, социальных, философских и морально этических идей. Есть ведь такие авторы, как, навскидку, Уэллс, Стругацкие, Ефремов, Снегов, Беляев, Хайнлайн, Оруэлл и другие. Список мог бы занять солидный объём.

Слышал утверждение, что о потенциале страны можно судить по её фантастической литературе. Если у страны жанр фантастики хорошо развит, следовательно, у её народа высокий уровень технического и общеинтеллектуального развития. Предлагался также тест на определение потенциала страны: пробовать разные словосочетания, и смотреть, не кажутся ли они нелепыми. К примеру: «американский звездолёт», «европейский звездолёт», «советский звездолёт», «китайский звездолёт», «узбекский звездолёт», «мадагаскарский звездолёт». Об уровне развития страны наверное можно судить и по научной фантастике, которую пишут её авторы. Обратите внимание – знаменитые классики жанра происходят из высокоразвитых государств.

Часто роль фантастики сводят к прогнозам технического прогресса. Действительно, многие технические средства, которыми мы сейчас повседневно пользуемся, первоначально были предсказаны в фантастических романах. Далеко ходить не надо – вспомним дедушку Жюля Верна. Можно напомнить, что появление танков, боевых самолётов, химического и бактериологического оружия фантасты предсказывали задолго до Первой Мировой. Кстати, атомное оружие описано ещё Гербертом Уэллсом. Как впрочем и многие ныне обыденные для нас предметы быта.

Был упрёк что фантасты предсказывали звездолёты и роботов, но никто мол даже близко не подошёл к идее Интернета. Оказалось, не соответствует действительности — рассказ Мюррея Лейнтера: «Логик по имени Джо», рассказ написан в 1946 г. Или у Стругацких в «прогрессорской» серии (в частности «Жук в муравейнике») описывалась система БВИ (кажется, означало Большой Всепланетный Информаторий), куда можно было делать запросы по интересующим темам и получать информацию. Хотя нельзя не признать, что это направление популярностью как-то не пользовалось. Кстати, надо отметить, что фантасты прошлого предрекали в наши дни активное освоение космоса, чего однако не произошло. Вместо этого случился качественный скачок средств телекоммуникаций и обработки информации.
А вот с космическими перелётами наблюдается некоторая стагнация. Хотя в принципе, технически для этого всё есть. По крайней мере, чтоб осваивать Солнечную систему. Причины указывались различные, от экономической неэффективности до тихой деградации общества или происков «тайных правителей», но мы здесь уходить от темы не будем.

В фантастических романах нередки грамотные социально-политические прогнозы. К примеру, Джек Лондон ещё 19-м веке предвидел экономическое и политическое усиление Китая, его избыточную перенаселённость и экспансию. Предсказывалось также господство в мире США. Конечно, прогнозы сбывались не на 100% так, как описывалось в книгах, но тем не менее. Ставятся и серьёзные вопросы о грядущих угрозах обществу. Обычно это разного рода антиутопии, являющиеся разновидностью социальной фантастики. Социальная фантастика строит образы общественных взаимоотношений в будущем или неком альтернативном мире – законы, порядки, традиции, экономический базис, межличностные отношения. Предлагаются пути решения проблем, грозящих социуму. Кстати, сам я большой поклонник именно поджанра. Замечу, социальная фантастика имеет солидную историю. Одним из первых образцов можно назвать «Город Солнца» Компанеллы.

Можно сказать, что фантастика хорошо позволяет описать образ будущего, каким его видит автор, в техническом, социально-политическом, культурно-психологическом разрезах, или каких-то ещё. (Причём получается порой наверное не хуже, чем у каких-нибудь специальных прогностических или футурологических центров, при этом у автора «прогноза» большая свобода фантазии и действий). Также, означенный образ будущего через интересную книгу доводится до весьма большой аудитории, воздействует на сознание множества людей. Опять же, такая литература как научная фантастика всё-таки заставляет человека мыслить, стимулирует расширение кругозора, побуждает думать вне обыденной действительности.

Добавлю, что фантастику писать сложно. Помимо творческого воображения, владения литприёмами и определённого жизненного опыта нужно быть в ладах с «матчастью». Если пишешь с «технологическим уклоном» — знать технические тонкости описываемых процессов, понимать в точных и естественных науках, хотя бы на уровне курсов в учебных заведениях, быть в курсе последних научно-технических достижений и гипотез. Если пишешь с уклоном больше в «социальщину» — сносно знать гуманитарные науки, такие как история, философия, экономика, быть в курсе мировых политических тенденций и различних футурологических прогнозов. Тут нужно и научпоп полистать, и со специалистами посоветоваться. В общем, поневоле приходится подтягивать базу. К слову, многие известные фантасты были серьёзными специалистами в областях, которых описывали в своём творчестве.

Выскажу наверное крамольную мысль, что интеллектуалам следовало бы наверное больше налегать именно на научную фантастику. Вместо классики прошлых веков и модных ныне психоделических романов, которые лично я как-то не воспринимаю, сколько ни пытался читать. И больше внимания отвести этому жанру в программах учебных заведений. Преимущество фантастики — она рисует обществу образ будущего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *