Сходил на вчерашнюю встречу главы Бурятии с населением по вопросам работы муниципалитета Улан-Удэ. Собственно, это, пожалуй, первая в истории Бурятии встреча главы республики с населением в таком формате. Мероприятие прошло в 16.00 в помещении Национальной библиотеки.
Суглан занял аж четыре часа, превратившись в своего рода митинг в помещении. (Помнится, встречи Алексея Цыденова с жителями тункинских селений занимали намного меньше времени). Люди задавали великое множество наболевших вопросов – про аварийное жильё, пожары на мусорных полигонах, злоупотребления и жульничество строительных компаний, плохую работу общественного транспорта, претензии к состоянию городского хозяйства и нерасторопной работе мэрии. Иные граждане выступали агрессивно, другие со слезами на глазах.
Соорганизатор встречи эколог Наталья Тумуреева подняла экологические проблемы города. Другой соорганизатор, бывший работник мэрии Николай Васюткин перечислил недоработки в сфере землепользования и градостроительства. Выступили и сторонники Навального, возмутившиеся, что мэрия не согласовывает протестные митинги. Жительница села Вахмистрово предлагала Алексею Цыденову и мэру Александру Голкову переночевать у неё дома возле горящего полигона, вдыхая всю ночь продукты горения. Было много иных жалоб.
«Эффективность руководителя определяется не явкой на выборы, а созданием комфортных условий проживания в городе», — заявила Наталья Тумуреева.
Нет, подробно все перипетии этого четырёхчасового собрания разбирать не буду, займёт слишком много. Постараюсь отметить основные моменты.
Что получилось? Фактически, Алексею Цыденову пришлось отдуваться за Голкова. Пришлось выслушивать претензии граждан к работе мэра, уточнять обстоятельства, делать у себя пометки. Вообще-то, по идее, глава республики не должен вникать в проблемы уровня муниципалитетов, его уровень – региональный и федеральный масштаб. То, что Алексей Цыденов вынужден лично выслушивать жалобы на грязь на улицах и очереди в детсады, брать на личный контроль – свидетельство действительно неважной работы мэрии. И признак некоторого «паралича» системы государственного управления в целом. Когда многие проблемы решаются лишь в режиме «ручного управления», вмешательством руководства вышестоящего уровня. Ещё думается, Алексей Цыденов вмешался в конфликт, потому он стал чреват федеральной оглаской. Это совершенно не улучшит имидж «суперреспублики».
Справедливости ради отмечу, что раздавались голоса и в защиту мэра. Бывший депутат Народного Хурала Игорь Бобков заявил, что во времена Айдаева в Улан-Удэ проблем вообще-то было намного больше, а протестных выступлений было меньше. Его поддержала жительница одного из микрорайонов города, рассказавшая, что благодаря Голкову решились многие их проблемы. Отмечу, что сам Голков пришёл к заведомо враждебной аудитории, и выступая без поддержки со стороны специалистов мэрии, уверенным тоном постарался ответить на все вопросы и претензии. Хотя, как позже признались участники встречи, они ожидали, что мэр приведёт целую толпу руководителей комитетов, которые умело собьют с толку не столь подкованных простых граждан.
Отмечу, попытка администрации саботировать протестные митинги, таким образом, провалилась. Встречаться с возмущённой общественностью пришлось всё равно, только теперь с новыми скандалами в «послужном списке». Думается, что в следующий раз, прежде чем отказать в проведении митинга, администрация города крепко задумается. Участие Алексея Цыденова говорит также о многом, и, прежде всего о том, что оппозиция будет услышана. И возможно, в следующий раз Алексей Цыденов не захочет быть в роли оправдывающегося…
Но следует сказать, что при Голкове в Улан-Удэ решались довольно серьёзные проблемы. Например, администрация нашла способ легализовать частные подворье в зонах, запретных для индивидуального жилищного строительства – в республиканский закон внесли необходимые поправки. В противном случае, тысячи семей, чьи дома целыми микрорайонами вдруг оказались «самоволками», рисковали лишиться крыши над головой.
А ещё при Александре Голкове в городе стали уделять внимание «русскому следу» в истории Бурятии. В Улан-Удэ появились мемориальные доски в честь видных исторических личностей – первопроходцев, дипломатов, общественников Верхнеудинска и последнего русского императора. На юбилей в городе состоялись театрализованные мероприятия, изображавшие основание Удинского острога, визит Николая II, зарисовки из жизни купца-мецената Ивана Голдобина. Моё субъективное мнение: при прежнем градоначальнике всё это было немыслимо.
Можно также добавить, что многие проблемы города, тот же износ коммуникаций, копился ещё при Геннадии Айдаеве. И сейчас просто начали разрушаться сети, построенные десятилетия назад и десятилетиями не ремонтируемые. И вообще, в таком крупном хозяйстве, коим является Улан-Удэ (де-факто наверное уже полумиллионный город) всегда будет много нерешённых проблем. За которые немедленно ухватятся, в том числе и околополитические крикуны, жадные до пиара, и политические силы, желающие перехватить власть над городом. После хитрого свержения Айдаева, его группировка явно не оставляла попыток взять реванш. А ещё на носу выборы в Народный Хурал, и недоработки городской администрации станут удобным пунктом в риторике многих, кто туда навострил лыжи. Так что стимулов улучшать жизнь горожан у мэра более чем достаточно.