Жизнь барона Унгерна

Моя старая статья про барона Унгерна, написанная ещё в студенческие годы и опубликованная в «Информ-Полисе» в 2002 году.

Роман Фёдорович Унгерн фон Штернберг является наверное самой одиозной фигурой среди лидеров Белого движения во время Гражданской войны. В Азии вокруг этого человека одно время существовало множество мифов, ему даже поклонялись как воплощению бога войны.

Унгерн происходил из старинного дворянского прибалтийского рода в Ревеле. Предки Унгерна в свою очередь вели происхождение из Австрии. Сам Унгерн любил сочинять о своём происхождении всяческие небылицы, в частности рассказами о том что его род вёл происхождение от Аттилы, или что его предки были пиратами. Юный Роман Унгерн некоторое время посещал гимназию, откуда был исключен «из-за плохого прилежания и многочисленных школьных проступков». В 1896 по выбору матери был отдан в Морской корпус в Петербурге, но за год до его окончания во время Русско-японской войны 1904-1905 он оставил учебу, чтобы отправиться на фронт рядовым в пехотный полк, но, когда молодой Унгерн попал на Дальний Восток, война уже закончилась. Но за это время он охладел к флотской карьере и в 1908 окончил Павловское пехотное училище и служил хорунжим в Забайкальском казачьем войске. В 1913 Унгерн вышел в отставку и отправился в Монголию, приобретая обширные познания об этой стране.

Когда началась Первая Мировая, Унгерн вернулся на службу и воевал во 2-й армии под началом генерала Самсонова.  После её разгрома счастливо избежал плена. Уже в Первую Мировую Унгерн показал себя безумно храбрым человеком. Рассказывали, что ему ничего не стоило пробраться на позиции австро-венгров и, забравшись над вражескими окопами на высокое дерево, корректировать с него огонь русской артиллерии. Неделями барон пропадал в австрийском тылу, нанося неожиданные удары. По слухам, его полковой командир Врангель, чтобы не слышать планов очередных безумных авантюр своего подчинённого, прятался от Унгерна под стол.

За время войны барон получил четыре ранения, был награждён Георгиевским крестом и орденом Святой Анны III-й степени. В 1917 г. за пьяную драку был уволен из армии, и избежал трибунала благодаря заступничеству Врангеля. После Февральской революции участвовал в корниловском мятеже, после провала которого скрылся в Забайкалье. После Октябрьской революции Унгерн-Штернберг поступил на службу под начало Г.М. Семенова, который в 1919 произвел его в генерал-лейтенанты. В 1918 г. атаман Семёнов назначает Унгерна комендантом станции Даурия. Два года Унгерн занимался сбором дани с проходивших через его станцию поездов, также ввёл на территории Даурии вольфрамовые монеты, печатавшиеся на собственном станке. В Даурии барон абсолютную власть, поддерживаемую необычайно жестокими мерами. Очень распространённой мерой наказания стала казнь, трупы не хоронили, их отвозили в сопки на поживу зверям. Рассказывали, что каждый вечер с наступлением темноты барон в одиночестве гарцевал среди сопок, любуясь зрелищем мёртвых тел. По легендам, где-то там обитал филин-оборотень, предсказывавший барону будущее.

Унгерн начал формирование Азиатской дивизии. Костяк соединения составили бывшие царские офицер, забайкальские и уссурийские казаки, а также бурятские и монгольские ополченцы. Унгерн доверял монголам больше, чем русским офицерам, чтобы подчеркнуть свою приверженность азиатским традициям, демонстративно носил монгольскую одежду. Вообще, весь внешний вид Унгерна поражал своеобразием. Унгерн носил монгольский халат, на котором были нашиты генеральские погоны со знаками войск атамана Семёнова, на груди красовался Георгиевский крест. Волосы были огненно-рыжие, усы и бородка словно горели пламенем. Но особенно шокировали глаза Унгерна: словно стеклянные, с застывшим взором, «взором маньяка», как определил кто-то.

Укрепившись в Даурии, Унгерн решил начать освобождение Монголии от китайцев. Осенью 1920 Азиатская дивизия Унгерна перешла границу Монголии и заняла позиции на подступах к занятой китайцами Урге (ныне Улан-Батор). Соотношение сил было не в пользу Унгерна: 12-ти тысячный гарнизон против двух тысяч сабель Азиатской дивизии. Но для самоубийственной отваги Унгерна это не было помехой. Для начала по приказу Унгерна провели похищение из Урги Богдо-Гэгэна—живого Будды, под давлением китайцев отрёкшегося от трона. Эта акция имела огромное моральное значение. После этого дивизия Унгерна попыталась выбить китайцев из Урги, но на первый раз безуспешно. В ходе зимних боёв дивизия Унгерна понесла значительные потери, но 2 февраля 1921 г. штурм Урги увенчался успехом. Взятие столицы ознаменовалось чудовищной резнёй, учинённой среди китайцев и евреев. По воспоминаниям очевидцев, все улицы были в лужах крови, в разгромленных домах повсюду лежали трупы. 26 февраля состоялась коронация Богда-Гэгэна. В благодарность Унгерн-Штернберг получил от Богдо-Гэгэна ханский титул и перстень со знаком свастики, по преданию принадлежавший Чингисхану.

Через несколько недель на Ургу двинулся десятитысячный корпус генерала Чу Ли Цзяна. Унгерн вышел навстречу, имея пять тысяч ополченцев. Унгерн лично повёл своих бойцов в атаку. Размахивая шашкой он нёсся в бой с остекленевшими глазами, свирепо оскалившись. Несмотря на двойной перевес в численности, китайцы были обращены в бегство. После того боя на одежде Унгерна насчитали несколько десятков пулевых отверстий, однако на теле безумного барона не было ни царапины.

Вокруг имени Унгерна возникло множество легенд. Суеверные люди утверждали, что Унгерн является воплощением Махагалы—буддийского бога войны. Эти измышления  также специально распространялись среди населения при поддержке Богдо-Гэгэна.
Унгерн ненавидел большевизм и будучи монархистом, мечтал вернуть власть династии Романовых. Однако, намерения Унгерна были намного более грандиозны, нежели просто желание одолеть большевиков.

Живя в Монголии, Унгерн проникся идеями буддизма и стал ярым его адептом, несмотря на лютеранское воспитание. Но Унгерн считал буддизм настолько всеобъемлющим учением, что его постулаты можно исповедовать, будучи одновременно приверженцем любой другой религии. Став фанатичным приверженцем буддизма, Унгерн мечтал создать великую буддийскую империю с центром в Тибете. Унгерн выдвигал идею об «очищающем влиянии восточной культуры», о необходимости сокрушить «прогнившую культуру запада» и возродить на её обломках империю Чингисхана. Окружённый всевозможными гадателями и астрологами Унгерн сам начал верить в то, что является инкарнацией бога войны, стоящим на защите буддизма и не знающим жалости к врагу. Вообще, мировоззрение Унгерна было полностью пронизано мрачным мистицизмом.
Будучи яркой личностью и отчаянно храбрым, он в то же время был и безжалостно жестоким по отношению к противнику, особенно большевикам, его смертельным врагам. За чудовищную жестокость по отношению к врагам он получил прозвище: «Кровавый барон». С подчинёнными Унгерн также был очень суров, телесные наказания были нормой, особенно избиение до полусмерти бамбуковыми палками. Заподозренных в симпатиях к большевикам связывали и оставляли на съедение волкам. За предательство, дезертирство, саботаж сжигали живьём или рубили шашками. Как-то Унгерн за плохо заготовленное сено заставил интенданта его съесть. Офицеров, виновных в нарушении дисциплины Унгерн заставлял несколько дней сидеть на крыше без воды и еды, под дождём и ветром. Однажды после неудачно проведённой операции был вынужден ночевать на крыше весь штаб.

Сознание Унгерна было всецело поглощено осознанием важности своей великой миссии. Женщинами он, как и положено сверхъестественному существу, не интересовался. Единственной усладой для Кровавого барона была упоение в бою и жажда битвы. Без войны жизнь ему казалась скучной.

Поэт Арсений Несмелов так воспел Кровавого барона:

Я слышал, в унылых монгольских улусах

Ребёнка качая при дымном огне

Раскосая женщина в кольцах и бусах

Поёт о бароне на чёрном коне

Бредовая фантазия барона не знала границ. Унгерн планировал после разгрома большевиков и восстановления монархии совершить поход на Тибет, чтобы освободить его от китайцев. Унгерн поддерживал тесные связи с Далай-ламой. Став фактическим диктатором Монголии, Унгерн рьяно берётся за борьбу с большевизмом. Формально признавая подчинение атаману Семёнову, на самом деле он действовал совершенно самостоятельно. 21 мая 1921 Унгерн издаёт знаменитый «Приказ №15», содержащий множество пунктов, таких как например:

«6. Заявить бойцам, что позорно и безумно воевать лишь за освобождение своих собственных станиц, сел и деревень, не заботясь об освобождении больших районов и областей. Считать такое поведение сохранением преступного нейтралитета перед Родиной, что является государственной изменой. Такое преступление карать по всей строгости законов военного времени.
<…>
9. Комиссаров, коммунистов и евреев уничтожать вместе с семьями. Все имущество их конфисковывать.
10. Суд над виновными может быть или дисциплинарный, или в виде применения разнородных степеней смертной казни. В борьбе с преступными разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой. Мера наказания может быть лишь одна — смертная казнь разных степеней. Старые основы правосудия изменились. Нет «правды и милости». Теперь должны существовать «правда и безжалостная суровость». Зло, пришедшее на землю, чтобы уничтожить Божественное начало в душе человеческой, должно быть вырвано с корнем. Ярости народной против руководителей, преданных слуг красных учений, не ставить преград. Помнить, что перед народом стал вопрос «быть или не быть». Единоличным начальникам, карающим преступников, помнить об искоренении зла до конца и навсегда и о том, что справедливость в неуклонности суда.»

И завершался этот приказ следующими словами: «Народами завладел социализм, лживо проповедывающий мир, злейший и вечный враг мира на земле, т.к. смысл социализма — борьба.
Нужен мир — высший дар Неба. Ждет от нас подвига в борьбе за мир и Тот, о Ком говорит Св. Пророк Даниил (гл. XI, 6), предсказавший жестокое время гибели носителей разврата и нечестия и пришествие дней мира: «И восстанет в то время Михаил, Князь Великий, стоящий за сынов народа Твоего, и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени, но спасутся в это время из народа Твоего все, которые найдены будут записанными в книге. Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении, нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет 1290 дней. Блажен, кто ожидает и достигнет 1330 дней».

Твердо уповая на помощь Божию, отдаю настоящий приказ и призываю вас, офицеры и солдаты, к стойкости и подвигу.

Подлинный подписал: Начальник Азиатской Конной Дивизии. Генерал-Лейтенант Унгерн.»

нгерн решил дать красным решительный бой и летом 1921 войска Унгерна оставив Ургу, двинулись в Северный поход на Забайкалье. Дивизия Унгерна вела бои с красными партизанами и войсками Дальневосточной республики. Некоторое время войска Унгерна наносили чувствительный ущерб частям РККА. В конце концов большевики были вынуждены организовать против Унгерна крупную кампанию под предводительством В.К. Блюхера. 13 июня 1921 войска Унгерна были разбиты под Кяхтой, но Унгерн сумел уйти от окружения, после чего снова вторгся в Забайкалье и прошёл, оставляя за собой кровавый след, творя зверские расправы над мирным населением. Верхнеудинск был переведён на осадное положение. Большевики начали в Забайкалье усиленную концентрацию частей РККА, пока перевес не достиг пятикратного превосходства. Азиатская дивизия Унгерна была разбита, но он вновь сумел ускользнуть вместе с остатками войск.

Северный поход окончился поражением, но Кровавый барон не отказался от идеи поднять на дыбы Азию и выдвинул идею пересечь пустыню Гоби и под покровительством Далай-ламы организовать новый центр борьбы с большевизмом. Однако измотанные войной и тайно ненавидевшие жестокого барона белогвардейцы взбунтовались. Унгерн чудом избежал гибели и пытался спастись бегством, но был схвачен своими же сторонниками-монголами и связанный, брошен ими в степи умирать.

Согласно легенде, когда разъезд красноармейцев наткнулся на связанного Унгерна, они сначала бросились прочь—так велик был ужас перед именем «кровавого барона».
На допросе Унгерн спокойно, не упираясь отвечал на все вопросы, сказав что поскольку его бойцы предали его, он не обязан сохранять им верность. После допроса было решено устроить показательный суд. Унгерн фон Штернберг был судим Ревтрибуналом в Новониколаевске (ныне Новосибирск) и расстрелян. Когда ему дали последнее слово, он бросил трибуналу: «Мне нечего сказать».
После известия о гибели Унгерна Богдо-Гэгэн велел провести во всех монгольских монастырях и храмах поминальные службы.

Позже, когда большевики вторглись в Монголию, творя «красный террор», многие люди ждали, что с севера на их защиту придёт «бог войны на чёрном коне».

Для «Информ-Полис»

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *