Ещё немного об оппозиции. Уже говорилось, что бурятские КПРФ, СР и экс-мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев – суть инструменты старой политической группировки «западных». Они много лет доминировали в Бурятии, деля её ресурсы, крепко держа властные рычаги. И сейчас Иринчей Матханов озабочен не столько выборами, сколько прибыльным курортом Аршан, который прибрал к рукам в самых разгар предвыборной кампании. Будет ли тункинцам толк от смены хозяина – большой вопрос. Напомним, братья Матхановы успешно загубили сверхприбыльный «Байкалфарм», доставшийся им от отца. Могу добавить, что «эсеры» на этих выборах выглядят бледно, опозорившись с пенсионной реформой и понабрав в партию разных мутных субъектов.
Теперь лидер КПРФ Вячеслав Мархаев. Я много его критиковал, что о нём ещё можно сказать? Не будем, как некоторые авторы, оспаривать его военные заслуги. Но мы не в зоне локального конфликта, и выбираем не командира батальонного или полкового уровня, а политического деятеля. Но руководить в гражданской жизни – не то же самое, что вести колонну через враждебные горы. Управленческий опыт Мархаева – сугубо в силовых структурах, в бизнесе он лишь ресторатор средней руки (хотя заведения общепита формально принадлежат не ему, а его родственникам). На работе в выборных органах власти он как-то не запомнился чем-то особенным, кроме популистских речей. И как правило, полномочия на должности сдавал досрочно. В общем, о Мархаеве много говорят, но результаты его работы толком не знают. А БРО КПРФ при Мархаеве превратилось в последнее прибежище разных личностей с агрессивными воззрениями. Кстати, показательно, что все кандидаты в БРО КПРФ отмолчались на вопрос об отношении к установке памятника основателям Верхнеудинска. Думается, они просто боятся сказать правду. А тем временем один из действующих депутатов Хурала от КПРФ показывает свой уровень культуры.
Третий «оппозиционер» — Геннадий Айдаев, вынырнувший перед выборами из многолетнего забвения. Зачем «политический труп» на старости лет вдруг встал как Дракула – непонятно. Может, просто хочется быть у власти хоть в каком-то качестве. Но нужен ли Бурятии человек, погрязший в такой уйме скандалов? Вот и недавно на встрече с избирателями Айдаев обхамил женщину, задавшую неудобный вопрос, и – внимание – плюнул ей в лиц при всех. Это уже ни в какие ворота. Даже не знаю, как это прокомментировать. Этот плевок был не в женщину – Айдаев плюнул в лицо народу Бурятии. Тысячам простых граждан, недовольных и тарифами на коммуналку, и уродливой «точечной застройкой», и зверообразными скульптурами вместо памятников историческим деятелям.
«А город при нем изуродован. Здания строили просто чудовищные. Нарушены все пропорции, визуальный ритм, закрыты все выигрышные точки обзора. И это уродство практически навсегда! Если только землетрясением все не снесет», — возмущается общественница Елена Цветкова.
А ещё неплохо бы полистать подшивки газет за конец 90-х и начало «нулевых». Там, помнится, писали про инциденты, связанные с перегибами Айдаева, поездками его за рубеж. Смутно припоминаю что-то про охоту в ЮАР.
Добавим, при Айдаеве в городе укреплялось влияние семейства Матхановых, смычка очевидна. А Мархаев выставил на айдаевском округе заведомо слабого кандидата.
Но вернёмся плевку Айдаева в лицо простой женщине. Человек, который позволил себе такое на встрече с избирателями перед выборами – очевидно себя не контролирует. Можно ли его пускать во власть? Разве что если нужна замена Феде Бураеву. Но Хурал должен быть солидным, там не место истеричным хамам. А ещё Айдаев обозвал оплёванную женщину старухой, хотя она – его ровесница. Снова убеждаюсь, что Стеколка была выбрана Айдаевым не случайно. А ещё сразу представилось, как Айдаев плюёт на пресс-конференциях в журналистов. И вспоминаются верблюды из туркомплекса в Ацагате. Харкнул Айдаев знатно.
Кто противостоит Айдаеву на его округе? Молодой энергичный лидер из «Команды Бурятии» Михаил Степанов, которому «харконнен» предложил сразиться в футбол. Правда, Степанов устраивать детский сад не стал и любителя плеваться отфутболил. На что надеялся Айдаев, пытаясь взять такую солидную фигуру «на слабо» как школьника-первоклашку – остаётся загадкой. Может, сказывается возраст, влияющий на работу мозга?
Впрочем, паника Айдаева перед Степановым вполне понятна. Ведь человека выбрал сам глава республики.
Другие соперники Айдаева довольно забавны, но тоже создадут экс-мэру проблем. «Политический джокер» Батодалай Багдаев, «человек-торпеда», представляющий коммунистов, отберёт у Айдаева много процентов. Ещё упомянем представителя ЛДПР Евгения Буянина, известного в Бурятии непримиримой враждой с агрессивным панмонголизмом. Ведь он боролся за памятник основателям Верхнеудинска, установку которого Айдаев всячески оттягивал. Он тоже изрядно откусит у Айдаева.
Кого ещё можно вспомнить из оппозиции? ЛДПР с вечно проигрывающим Сергеем Дорошем, который надеется доползти в Хурал на плечах Жириновского? Молон-ламу Баяра Цыденова, который подзабыл, что путь «золотой колесницы» не одобряет стремление к власти? Обратим внимание, что православные священники в Бурятии как-то не лезут в органы власти. Зато ламы то и дело участвуют в политической жизни. Но дело жреца – молиться и проповедовать светлое. Зачем ему соваться во власть, которая, скажем так, не способствует духовной чистоте?
Хочется надеяться, что 9 сентября жители Бурятии проявят благоразумие, и не проголосуют за непонятных авантюристов, или тех, кто уже наломал дров, будучи у власти.