Кейт Лаумер — «Земная кровь»

Недавно перечитывал старый фантастический роман Кейта Лаумера «Земная кровь». Впервые прочёл его много лет назад, ещё когда был школьником, решил освежить старые впечатления. Произведение в жанре т.н. «космической оперы», при некотором примитивизме всё равно каждый раз читается с интересом.
Действие разворачивается в далёком будущем, на обломках Земной Империи. Когда-то земляне господствовали в галактике, но их звёздная держава пала в войне с цивилизацией ниссийцев. После этого и сами земляне практически исчезли как биологический вид, подвергнувшись мутациям или ассимилировавшись с инопланетными гуманоидными расами. (Мутировавшие потомки землян или гибриды обозначаются жаргонным словом «гуки», чужеродные инопланетные расы – «джики»). Технический уровень – межзвёздные перелёты, лучевое оружие, но судя по всему, используется сохранившаяся старинная техника. Правда у всех существ очень долгий срок жизни, исчисляемый многими столетиями – видимо, след достижений земной науки. (Впрочем, техника подробно не описывается, служа лишь декорациями).
Главный герой по имени Роун Корни – молодой чистокровный землянин, вынужденный жить среди варваров-негуманоидов. Он знает, что он – приёмный сын у родителей, и мечтает однажды узнать тайну своего происхождения. Жизненные перипетии приводят его в странствующий космический цирк, где он, как редкий экземпляр генетически чистого землянина, выступает артистом и экспонатом. Во время очередного перелёта цирк атакуют космические пираты, Роун попадает в плен. Вожак пиратов – чистокровный землянин Генри Дредд. Его убеждения назвали бы праворадикальными – он ненавидит инопланетные расы, поскольку некогда был рабом «джиков», экипаж комплектует исключительно потомками землян. Но и к «гукам» он относится полупрезрительно, уважая лишь чистоту крови. Его мечта – найти Землю и возродить Земную Империю. Роун поначалу ненавидит его, но со временем становится другом и сподвижником. Он узнаёт, что Генри Дредд – офицер земного имперского флота, который на самом деле не был уничтожен в войне с ниссийцами и все эти тысячелетия готовит реванш. А Генри Дредд на самом деле не просто пират, а выполняет задания штаба. Роун и сам проходит посвящение в офицеры.
Вскоре Генри Дредд гибнет при попытке атаковать ниссийский крейсер. Уцелевших возглавляет Роун, и решает воспользоваться этим, чтобы узнать тайну своего появления. Поиски приводят на базу имперского флота, но за прошедшие тысячелетия от него осталось лишь громкое название – по сути, он выродился в пиратскую шайку в мундирах. Тем не менее, Роун выясняет, что его клонировали из тела пилота случайно найденного древнего корабля. Но он решает продолжить поиски легендарной Земли, вокруг которой уже много тысячелетий держит блокаду флот ниссийцев.
Сквозь блокаду пройти удаётся неожиданно легко – выясняется, что ниссийцы уже давным-давно вымерли от вируса, спасаясь от которого они и атаковали Земную Империю. Их корабли, веками бороздящие космос – давно управляются лишь автоматикой. На самой же Земле Роун встречает потомков аристократии, морально и психически выродившихся. В древней базе данных он по генному коду узнаёт, чьим он был клоном – офицера земного флота, легендарного героя древних войн. Заканчивается книга сценами беспорядков в которых гибнет старый уклад Земли и пафосными рассуждениями о новой эре и строительстве нового мира.
Помнится, когда читал двадцать лет назад, особенно впечатлила тоска персонажей по былому великолепию и мощи Земной Империи. Хотя, если вдуматься, это было не очень-то привлекательное общество. Из деталей быта уцелевших обломков империи складывалось впечатление, что в ней был рабовладельческий строй на «межзвёздном» технологическом уровне, мораль была чужда гуманизма. Что касается идейных смыслов книги – явная аллюзия на этнические проблемы США. Хотя Кейт Лаумер писал роман в далёком 1966-м, когда мракобесие «политкорректности» и «толерантности» казалось немыслимым. Видимо, автор предвидел эпоху, когда нацию, построившую великую державу, начнут «задвигать» в пользу различных меньшинств. А вот про другую страну, где государствообразующий этнос не на первых ролях, и то и дело межэтнические эксцессы, я ничего не говорил. Относительно литературных достоинств – на вкус и цвет. Как отзывался один из прочитавших, для взрослой фантастики слишком банально, а для подростковой – слишком мрачно и жестоко. Мне, правда, книга понравилась.
Напоследок приведу пару запомнившихся мне отрывков:

«Генри твердой рукой схватил Роуна за плечо.
— Слушай, малыш, человек должен жить. Я начинал в земном гетто на Берглу, со мной плохо обращались, буквально плевали в лицо, я работал, как вол. Дня не проходило без напоминания, что я — человек, а человеческая доля — это пинки и проклятия, одни неприятности. Дальше черного хода меня не пускали, а жрал я только отбросы. Но человек всегда стремится жить — неважно как. Мне приходилось слушать, видеть и запоминать многое. Они дразнили и смеялись надо мной; они рассказывали, как когда-то Земная Империя заполонила пол-Галактики и как земляне петухами разгуливали по городам в мириадах миров, подчиняя вся и всех. И как теперь я стал рабом, и что мне еще выпало счастье чистить их вонючую одежду и бегать по их поручениям. И возможно, однажды, если я буду хонрошим работником, так и быть, они дадут мне девочку-полукровку и позволят наплодить деток-мулов, иначе — рабов, которые будут работать на них, когда я сдохну. Я внимательно слушал все это и извлекал из их рассказов такую информацию, о которой они не в состоянии были даже помыслить! Они не знали землян, мальчик. Кажндый раз они показывали мне книги с картинками земных военных офицеров в полной форме и рассказывали, как ниссийцы разгромили флот; или вручали мне старый земной пистолет и описывали, как их великий дедушка добивал умиравших от голода людей. Они пытались внушить мне рабскую покорность, не подозревая, что все их рассказы пробуждали и воспитывали во мне чувство завоевателя. Как-то один из них допустил ошибку, он позволил мне взять ручной бластер. К тому времени я уже прочел о нем пару книг и знал, как им пользоваться. Я снял его с предохранителя и сжег старого Круга, пару свидетелей, затем расплавил ленту на ноге.
Генри Дред замолчал, стянул ботинок и сондрал носок. Роун уставился на глубокий синеванто-серый шрам, окольцовывавший его лодыжку.
— Я отправился в порт, — продолжал Генри Дред, — там была земная разведывательная лоднка, дряхлая-предряхлая, вся заросшая травой. Когда я был маленьким, то частенько играл вознле нее. Мне почему-то казалось, что именно на ней я и смогу скрыться. Там была система безопасности замков… Быстро освоив ее, я удрал. Я был свободен как никогда. Мне пришлось подсуетиться в разных злачных местах, чтобы сколотить приличную команду, но я всегда оставался командиром. Теперь у меня есть база, готовая к боевым действиям, и линкоры, правда, никто не знает, где они. Как только я получу официальное капитанство… Да, у меня есть планы, мальчик, грандиозные планы, но в них нет места господствующим в Галактике джикам»
«Роун ухватился за хромолитовую двухдюймонвую решетку камеры Железного Роберта.
— Дело не в этом, Железный Роберт. Я помонгаю собрать воедино Земную Империю. Конечно, у меня слишком мало сил — всего один корабль, бороздящий космос, разыскивающий землян или хотя бы сведения о них. Но я собираю запасы для Флота, информацию, чтобы использовать их, когда мы будем готовы начать контратаку…
— Контратаку? Против кого, Роун? Пока вы воюете только с гуками и джиками, которые вам попадаются, забираете у них все оружие, горючее, деньги…
— Ты должен понять, Железный Роберт! Это не просто грабеж. Это — стратегия! Мы дрейфуем в соответствии с официальным распоряжением Флота, громя чуждые цивилизации в назначеннном секторе. Капитан Дред уже двенадцать лет в космосе. Еще пару лет, и мы закончим рейд и отправим сообщение в Секторный Штаб…
— Я вижу, ты счастлив, Роун. Хорошо проводишь время, живешь богато, хорошо ешь, хорошо пьешь, много сражаешься, имеешь достаточно женщин…
— Черт побери, и это все, что тебя в жизни интересует? — в отчаянии вскричал Роун. — Да понимаешь ли ты, что значит задаться целью построить нечто грандиозное, за что ты мог бы отдать собственную жизнь?
— Конечно, Железный Роберт понимает большие мечты молодости. Все существа в молодости…
— Это не просто мечты, Железный Роберт! Земная Империя уже однажды управляла Галактикой! И могла бы управлять снова! Ты, видно, мало сталкивался со страданиями и муками, смертью и разрушениями, ненавистью и безнадежностью, чтобы понять, как необходимо изменить этот мир? Империя вернет в Галактику спокойствие и порядок. Если мы оставим у власти проклятых джиков, все останется без изменения и даже станет намного хуже.
— Может быть, ты и прав, Роун! — голос Железного Роберта мягко рокотал. — Чудесная вещь — возводить воздушные замки, сооружать сказочные парки, слышать прекрасную музыку…
— Не смейся над моей мечтой! И над моим садом тоже. Я не должен был говорить тебе о нем! Мне бы уже следовало знать, что джик не в состоянии этого понять!
— Да, Роун, джику трудно это понять. Но понзволь тебя спросить, какое место отводится джикам в твоей мечте или точнее — в Земной Империи? Они тоже будут разгуливать по прелестным садам?
— У них будут свои собственные миры, — хмуро ответил Роун. — И собственные сады.
— Понятно, Железный Роберт тоже будет иметь свой сад. А в нем — замечательные черные камни и лужи мягкой грязи, в которых можно даже полежать; и горячую, вонючую воду, бьющую прямо из-под земли. Но, думаю, Роуну такой сад вряд ли будет по душе. И, полагаю, возникнет нелегкая задача для Роуна и Железного Роберта — как им вместе теперь погулять по санду, вспоминая старые добрые времена. А может, лучше вообще не иметь никакого сада, а просто оставаться друзьями?».
«Все сделано, чтобы эпоха землян умерла. А я ведь так долго их спасал. Генри Дред любит болтать, будто у его мошенников человеческая кровь, но мои-то ножи знают все их секреты. Полукровки, мутанты, гуманоидный мусор! А этот парень — совсем другое дело Он почти классический пример земного происхождения Редкое существо…».
«Да будь они прокляты, эти гены! Не количество пальцев на ноге, а мечта делает человека – Человеком!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *