Экономист Галсан Дареев — о «Стратегии-2035» и бюджете Бурятии на 2019 год

(По материалам выступлений в Народном Хурале Бурятии).

Хочу сделать ряд замечаний по разделу №7 «Стратегия развития агропромышленного комплекса» в «Стратегии-2035». Для начала, приведу пару цитат из текста этого раздела:

  1. «… В настоящее время невысока обеспеченность мясом и мясопродуктами, молоком и молокопродуктами, овощами, яйцом и яйцепродуктами…».
  2. «… Несмотря на положительные тенденции в отрасли, ситуация в агропромышленном комплексе республики продолжает оставаться сложной…».

Таблица 1

Оценка достижения целей развития Республики Бурятия

Индикаторы

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

2015

Объем валового регионального продукта, млрд. рублей 124,7 121,2 133,5 153,6 164,7 176,9 186,5 202,8
Объем инвестиций в основной капитал, млрд. рублей 23,6 23,4 33,6 40,7 41,2 42,0 36,7 36,2
Валовая продукция сельского хозяйства, млрд. рублей 11,7 12,1 10,6 13,0 13,7 14,2 16,7 17,8

 

Как видно из таблицы, значительно приуменьшены проблемы существующие в сельском хозяйстве.

Анализ статистических данных проведен до 2015 г. Сейчас на дворе уже 2018 г. Подведены официальные данные статистики за 2017 г., и даже есть за первую половину 2018 г. Видимо, разработчики не удосужились обновить статданные.

Как можно видеть из данного графика, в сопоставимых ценах не все так уж и положительно.

Валовой сбор зерна и урожайность зерновых культур в Республике Бурятия являлись одними из самых низких в Сибирском федеральном округе (СФО). По производству зерна Бурятия опережает только Республику Тыва и Республику Алтай.

В схожем по природным условиям Забайкальском крае, с которым мы вошли в ДФО, валовой сбор зерна в 2017 г. составил 108,2 тыс. т (Республика Бурятия – 39,1 тыс. т), урожайность – 12 ц/га. (Республика Бурятия – 9,2 ц/га).

Урожайность зерновых культур в Республике Бурятия в 2008 г. составляла 51% от среднероссийского показателя, 2017 г. – 28%. За 2008-2017 гг. надой молока 1 корову в Бурятии снизился с 50% до 45% от среднероссийского уровня. За указанный период произошло снижение обеспеченности тракторами на 1000 га пашни в 4,5 раза (в Российской Федерации – в 1,4 раза), комбайнами на 1000 га посевов в 3 раза (в Российской Федерации – в 1,5 раза). Для справки по этому показателю в 1991 г. было 11 тракторов, сейчас 1 трактор, было 6 зерноуборочных комбайнов, сейчас – 2.

Снова процитирую часть текста раздела №7 «Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года раздел»:

«… Анализ ситуации в агропромышленном комплексе выявил следующие основные проблемы:

  • отток молодых и квалифицированных кадров из села в связи с непривлекательностью сельской жизни и низким уровнем заработной платы, недостаточность мер по закреплению молодежи на селе;
  • недостаточный уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, системы дорожной сети, телекоммуникаций в сельской местности;
  • низкая эффективность использования сельскохозяйственных угодий;
  • слабое развитие специализации и кооперации в производстве сельскохозяйственной продукции;
  • малая доля организаций с замкнутым циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, недостаток сырья для полного обеспечения перерабатывающих мощностей республики;
  • сравнительно низкий по отношению к соседним регионам уровень государственной поддержки сельского хозяйства, что ведет к снижению доходной базы и инвестиционной активности сельхозорганизаций;
  • отсутствие на селе общественных организаций, союзов, объединений по видам деятельности, представляющих интересы сельхозтоварпроизводителей на всех уровнях власти;
  • трудности в привлечении финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, в частности кредитных средств;
  • ужесточение экологического законодательства, связанного с реализацией Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», необходимостью прохождения обязательной экологической экспертизы при строительстве объектов, включая объекты агропромышленного комплекса;
  • неудовлетворительное финансовое и материальнотехническое обеспечение государственной ветеринарной службы Республики Бурятия, что может сказаться на эпизоотическом состоянии отрасли…»

Из текста Стратегии мы видим, что проведен анализ ситуации в АПК, который выявил основные проблемы. Однако проведен анализ факторов, косвенно влияющих на агропромышленное производство, либо неверно сделаны выводы, либо сделаны общие выводы, либо приводятся устаревшие концепции.

Например, отток рабочей силы из села происходит не из-за того, что сельская жизнь непривлекательна, а из-за того, что нет работы на селе. Все люди, переселившиеся на Левый берег г. Улан-Удэ, переехали не в погоне за ночными клубами и хорошим асфальтом, они приехали в Улан-Удэ в поисках работы. Причем большинство из них устраивается на самую низкооплачиваемую работу: муж просиживает целый день как охранник в торговом центре, а жена – как продавец в том же торговом центре.

Вообще социальная инфраструктура косвенно влияет на агропромышленное производство. На прошедшем недавно Гражданском форуме на площадке «Благополучное село» как раз обсуждались эти вопросы. Построили школы, ФАПы на селе, а в итоге нет ни учеников, ни учителей, ни пациентов, ни медработников.

Замкнутый цикл — многократное использование материального ресурса, в т.ч. переработка отходов: навоз, солома и т.п. Зачем это здесь? Государственная поддержка направлена не на увеличение доходов и соответственно прибыли, а на возмещение расходов и, следовательно, снижение убытков. Много подобных замечаний.

Что касается следующих предложений по анализу основных производственных проблем в сельском хозяйстве:

  • фондообеспеченность;
  • производительность труда, уровень механизации труда;
  • плодородие почв;
  • уровень обводненности, мелиоративное состояния орошаемых земель;
  • продуктивность в растениеводстве (по видам сельскохозяйственных культур);
  • продуктивность в животноводстве (по видам сельскохозяйственных животных);
  • организацию производства и труда, оплату труда;
  • эффективность управления;
  • издержки и рентабельность производства (по видам продукции);
  • долю средств государственной поддержки в стоимости продукции;

На мой взгляд, следовало бы проанализировать:

  • фондообеспеченность, т.е. обеспеченность основными фондами. Не секрет, что износ ОФ в сельском хозяйстве выше 80%;
  • производительность труда. Известно, что производительность труда падает;
  • уровень механизации труда;
  • продуктивность в растениеводстве;
  • продуктивность в животноводстве;

Здесь не нужен детальный анализ показателей. В Стратегии требуется видение общей картины. Но подобный анализ требуется именно в Стратегии, а не в Концепции и не в Программе.

И снова цитаты из раздела №7 нашей Стратегии:

«… Предпосылками развития аграрного сектора как наиболее важной и привлекательной стартовой площадки для роста экономики Бурятии являются:

неудовлетворенный спрос потребительского рынка на продовольственные товары местного производства. Итоговое сальдо ввоза – вывоза в последние годы  отрицательное, по оценке, ввоз превосходит вывоз более чем на 8,0 млрд. руб…»

«… Основная цель стратегии развития агропромышленного комплекса – создание системы сбалансированного устойчивого развития сельских территорий на основе стимулирования развития крупнотоварного сельскохозяйственного и перерабатывающего производства и сохранения традиционных форм хозяйствования на принципах «зеленой» экономики…»

«… Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

обеспечение перехода на инновационный путь развития агропромышленного комплекса на основе «цифровых» технологий, технико-технологического перевооружения производства, повышения плодородия почв; обеспечения села квалифицированными кадрами; внедрения научных достижений в растениеводстве, животноводстве, племенном деле, ветеринарном обслуживании, пищевой и перерабатывающей промышленности…»

«Задачи:

  • рост трудовых ресурсов и повышение производительности труда;
  • повышение эффективности производства;
  • повышение эффективности использования средств государственной поддержки».

Иной раз складывается ощущение, что разработчики Стратегии не сильны в своем предмете и пишут наобум, сваливая все в кучу, либо в угоду использования модных слов и выражений.

Если честно, то я сомневаюсь во множестве покупателей, рыскающих в поисках местного продовольствия и создающих спрос на региональном рынке. Мне интересно с научной точки зрения, кто проводил анализ сальдо? Я хотел бы посмотреть данный анализ.

Определение цели оставляет желать лучшего. Все свалено в кучу и неправильно расставлены приоритеты. Целью должно быть ускоренное развитие отрасли на основе инновационных и эколого-ориентированных технологий для производства конкурентоспособной продукции.

Про цифровые технологии в сельском хозяйстве я промолчу. В этом пункте все тоже свалено в кучу. Я бы сформулировал бы три задачи:

  • рост трудовых ресурсов и повышение производительности труда;
  • повышение эффективности производства;
  • повышение эффективности использования средств государственной поддержки.

Возвращаясь к анализу следует сказать, что правильный анализ позволит сделать правильный прогноз, а правильный прогноз, в свою очередь, — выполнимый план. Относительно прогнозных показателей. Они требуют пересчета. На дворе можно сказать уже 2019 г.

Вновь приведу цитату из рассматриваемой Стратегии:

Из текста Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года раздел 7. «Стратегия развития агропромышленного комплекса»

«… Козье молоко ценнейшее дополнение при лечении онкозаболеваний, кобылье молоко – сырье для кумыса, который повышает иммунитет организма к разным заболеваниям, прежде всего, туберкулеза …»

И ещё, следовало бы внимательно вычитать текст Стратегии. Все-таки это государственный документ, а не учебник по природоведению.

Цитируем далее:

«… Главным в достижении целей Стратегии является:

  • рост объемов производства мяса за счет развития перспективных подотраслей животноводства, таких как специализированное мясное скотоводство (говядина), овцеводство (баранина), мясное табунное коневодство (конина). свиноводство и птицеводство;
  • повышение продуктивных качеств сельскохозяйственных животных (возрождение государственной племенной службы Республики Бурятия);
  • пересмотр технологии производства продукции растениеводства с учетом изменившихся климатических условий, включая ставку на развитие кормопроизводства;
  • техническое перевооружение организаций агропромышленного комплекса;
  • развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
  • создание системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, в том числе с участием владельцев личных подсобных хозяйств;
  • стимулирование развития экспортного потенциала агропромышленного комплекса Республики Бурятия…»

Положительно, что обозначены следующие векторы:

  • рост объемов производства мяса;
  • повышение продуктивных качеств сельскохозяйственных животных;
  • развитие кормопроизводства;
  • техническое перевооружение;
  • развитие мелиорации;

В целом с заявленными средствами достижения целей я согласен. На наш взгляд следует выбрать приоритетной цепочку «кормопроизводство – развитие скотоводства – переработка продукции скотоводства».

Подводя итоги, можно сказать, что раздел 7 «Стратегии развития агропромышленного комплекса» требует доработки. Но что хорошо, есть основа. В докладе были обозначены отдельные недостатки. То есть не что-то вырвано из контекста, а именно сделаны отдельные замечания.

Есть некоторые дополнения по приоритетам территориального размещения, исходя из агроклиматических условий, природных зон (степи, леса), площадей пастбищ и сенокосов в районах, развитости транспортной инфраструктуры и удаленности от рынка сбыта (г. Улан-Удэ). Мы уже обсуждали этот вопрос с Министром экономики.

Я к чему все это говорю. Действующая Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г., принятия Постановлением Правительства Республики Бурятия №410 от 15 декабря 2007 г. по сути осталась на бумаге. Она реально не действует. Не хотелось бы, чтобы обсуждаемая сегодня Стратегия повторила судьбу предыдущей.

Приведу здесь ст.5 закона Республики Бурятия №1639-V от 04.03.2016 «О стратегическом планировании в Республике Бурятия». Итак, согласно ст. 5. «Полномочия участников стратегического планирования»:

  1. Народный Хурал Республики Бурятия:

1) осуществляет законодательное регулирование в сфере стратегического планирования по вопросам, отнесенным к его ведению;

2) утверждает стратегию социально-экономического развития Республики Бурятия, порядок осуществления стратегического планирования в Республике Бурятия в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

3) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Бурятия в сфере стратегического планирования;

4) заслушивает ежегодные отчеты Главы Республики Бурятия о результатах деятельности Правительства Республики Бурятия, в том числе по вопросам, поставленным Народным Хуралом Республики Бурятия;

5) рассматривает ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия, представляемые Главой Республики Бурятия;

6) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

Согласно статье 5 данного закона, установлены полномочия Народного Хурала Республики Бурятия в сфере стратегического планирования, в т.ч. утверждение Стратегии социально-экономического развития и заслушивание отчетов о ее реализации.

Теперь приведу ст. 18. того же закона «Реализация документов стратегического планирования Республики Бурятия»:

  1. Реализация стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия осуществляется путем разработки плана мероприятий по ее реализации. Положения стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия детализируются в государственных программах Республики Бурятия с учетом необходимости ресурсного обеспечения, в том числе определенного в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетным прогнозом Республики Бурятия на долгосрочный период.

<…>

  1. По итогам рассмотрения ежегодного отчета о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает постановление, проект которого вносится на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия ответственным комитетом.

Статьей 18 того же закона предусмотрены нормы реализации документов стратегического планирования Республики Бурятия, в т.ч. путем разработки плана мероприятий по ее реализации. Положения Стратегии должны быть детализированы в государственных программах Республики Бурятия. Работы предстоит много. Поэтому сегодня важно правильно обозначить цели, поставить задачи и определить правильные стратегические направления развития нашей Бурятии.

Также, хотел бы сделать замечания относительно неправильности и непропорциональности структуры расходной части республиканского бюджета на 2019 г.

Как мы можем видеть, наибольшие статьи расходов у Минобра (13,7 млрд. руб. или почти 25%), Минздрава (11 млрд. руб. или почти 20%) и Минсоцзащиты (7,3 млрд. руб. или 13%). Хотя в совокупности они занимают почти 60% бюджета, к этим расходам претензий нет. Учитывая современный уровень качества жизни, это необходимость.

Возникает вопрос: почему в структуре расходов республиканского бюджета на 2019 г. приходится на Минпром – 270 млн. руб. или 0,5% всех расходов, на Минсельхоз – 714 млн. руб. или 1,3%. Ведь из этих денег финансируются государственные программы развития отраслей промышленности и АПК. О каком развитии экономики можно говорить при этих смешных суммах? Этих денег хватит только, чтобы не умереть от голода.

Рассмотрим рис.2. На протяжении последних 5 лет промышленность и АПК финансировались по минимуму. В среднем Минпром получал 270 млн. руб., Минсельхоз – около 1 млрд. руб. Сегодня происходит тенденция к уменьшению. Минпром получит в 2020 г. – 90,7 млн. руб., в 2021 г. – 41,8 млн. руб. Минсельхоз в 2020 г. – 482,1 млн. руб., в 2021 г. – 371,1 млн. руб.

Как показывает ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2019 год, даже Минспорта и Минкультуры получат денег больше – 828 млн. руб. и 1,8 млрд. руб.В 2018 г. соответственно 870 млн. руб. и 1,7 млрд. руб. Мы не против получаемых сумм. Хотя есть вопросы к проводимым Министерством культуры дорогим фестивалям, концертам, постановкам и т.п. Предлагается не уменьшение сумм, выделяемых на культуру, спорт и молодежную. Предлагается, чтобы промышленность и сельское хозяйство финансировались не в меньших размерах.

В Минстрое большая часть расходов идет на ЖКХ. А вот интерес вызывают расходы Минфина и Минтранса. Заметьте там минимум федеральных денег. Скажем, все расходы республиканские.

Показаны не все расходы. Почти 1 млрд. руб. уйдет на обслуживание долга и 4,7 млрд. на трансферты нижестоящим бюджетам. Но непонятные расходы выделенные красным цветом.Повышение эффективности бюджетных процедур – 100 млн. руб. или эффективное планирование объема и структуры госдолга – 5 млн. руб. Кому и за что? На общие и непрограммные расходы дадут в совокупности – 1 млрд руб. На прочие межбюджетные трансферты общего характера выделяются 2 млрд. руб., из них 1 млрд. руб. пойдет на Исполнение расходных обязательств муниципальных районов, а второй млрд. рассосется мелкими суммами по непонятным и нецелесообразным статьям.

Здесь можно видеть, большая часть расходов делятся на две программы: комплекс работ по поддержанию и восстановлению автодорог и Комплекс работ по расширению сети автодорог. Здесь также непонятные расходы выделенные красным цветом. По 0,5 млрд. руб. уйдут на «Прочие закупки товаров, работ и услуг без расшифровки» и при ремонте дорог, и их содержании. На расширению сети автодорог выделяется 1,8 млрд. руб., половина из которых пойдет на капитальные вложения и строительство дорог и мостов. А вторая половина также рассосется мелкими суммами по непонятным и, как говорят, нецелесообразным статьям.

Мною предлагается уточнить эти расходы, которые выделены красным цветом, пересмотреть их и направить высвободившиеся средства на отрасли промышленности и АПК. Благодарю за внимание.

Депутат Народного Хурала РБ фракции КПРФ Галсан Дареев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *