В ушедшем году осталось незамеченным одно событие, связанное с историей края: памятник казакам-первопроходцам в Бичурском районе. Его торжественно открыли ещё 15 июля 2018 года близ казачьей станицы Ара-Киретской. Мемориал символически посвящён всем первопроходцам, некогда осваивавшим Сибирь.
— Примечателен сам факт, что люди помнят своих предков, которые пришли на эти земли давным-давно, в 17-м веке ещё. Они выполняли функции пограничников, защищали эту землю от монголов, от китайцев. Вот бичурцы и поставили памятник. Я проводил там панихиду по казакам, отдавшим жизнь на пограничных землях, да и вообще, по всем первопроходцам, что в своё время там были, — говорит отец Рустик Сидинкин, освящавший памятник.
Отметим, Рустик Сидинкин участвовал в открытии памятника казакам-героям в Улан-Удэ на улице Широких-Полянского, проводил молебен у поклонного креста, поставленного в честь основателей города, присутствовал в 2016 году на театрализованной реконструкции прибытия основателей Верхнеудинска.
Как рассказал бичурский казак Николай Сафонов, памятник был установлен по инициативе краеведа Михаила Куршева, жителя села Шибертуй. Казачество Бичурского района оказало содействие. Камень установлен недалеко от трассы, по пути к селу Дунда-Киреть.
— Если смотреть историю, первыми к нам пришли казаки с Дона, примерно в 1668 году. Памятник установлен в их честь. У нас в селе был казачий пост, да и вообще, русские села вдоль хребта Хилок изначально были казачьими постами. У нас ещё есть станица в Ара-Кирети, она образовалась на сто лет попозже, примерно в 1764 году. Там был сформирован бурятский казачий полк. Но это уже позже, не связано с первопроходцами, — рассказывает Николай Сафонов.
Что можно сказать. Хочется искренне похвалить бичурцев за неравнодушие к истории района, края, и вообще, Сибири. К сожалению, в Бурятии история освоения Сибири малопопуляризована. Это было связано и с советской политикой замалчивания дореволюционной истории края, и с инертностью чиновников, и, не исключено, с неодобрением со стороны неопанмонголистов-радикалов в среде местной интеллигенции. Одно из последствий такой политики – памятник основателям Улан-Удэ первопроходцам Гавриле Ловцову и Осипу Васильеву, который не могут установить уже 30 лет. Стараниями русской общественности удалось лишь поставить поклонный крест, на котором позже укрепили мемориальную доску. (К слову, интересно, что установка мемориала в Бичуре совпала с кадровыми перетасовками в высших эшелонах власти республики за последние два года).
Тем не менее, радует, что за последние два года стараниями «Общества русской культуры» Анатолия Кулёва в Улан-Удэ появилось много памятников и мемориальных досок, посвящённых казакам, последнему русскому императору Николаю II, выдающимся горожанам Верхнеудинска Бурлакову и Танскому. История дореволюционной России в «Бурятии» перестала быть негласным «табу». Как говорится, лёд тронулся. Что касается жителей Бичурского района, они показали свою энергичность, неравнодушие, способность просто взять и сделать нужное, увековечив память предков и славные страницы истории. (И недавний массовый протест в Бичуре – свидетельство, что люди там – отнюдь не пассивное стадо). Думаю, жителям Бурятии надо брать пример с бичуринцев.