Кипящая Бурятия-2019. Обзор грядущих политических событий

Наступил 2019 год. Какие в нём ожидаются политические события? Попробуем сделать небольшой прогноз.

Самым громким событием, думаю, будут выборы в горсовет Улан-Удэ, и соответственно, мэра. Сразу можно сказать, помимо нынешних горсоветчиков, туда ломанутся те, кто провалился на летних выборах в Хурал. И те, кто на предшествующих праймериз взял большой процент, но всё же не первые места. Например, Тимур Намжилон, соперничавший с Михаилом Гергеновым. Он имеет поддержку администрации Железнодорожного района Улан-Удэ.

Сложно сказать, какие шансы у Голкова, учитывая, что сторонники свергнутого им Айдаева умело раздували скандалы, в которые он вляпывался. Зашевелился и сам низринутый Айдаев, но его шансы оценивают скептично. На выборах в Хурал он пролетел, а ещё горожане сыты пятнадцатью годами его сатрапства.

Попытаются мутить воду и свежеиспечённые депутаты Хурала, дабы усилить своё влияние. И скандальные улан-удэнские журналисты, зарабатывавшие имя на войне с Голковым, уже строчат популистские манифесты, обещая чудесным образом решить проблемы города. (Вспоминается афоризм: «почему лошадкам можно, а свинкам нельзя?»). И конечно, развить успех попытается «системная оппозиция». Уже сейчас идут речи о шансах представителей БРО КПРФ. (Впрочем, иркутский губернатор, дорвавшись до власти, прославился в основном, убийством животных. Так что не надо ждать от КПРФ чуда, а критиковать-обличать много ума не требует).

Признаки предвыборной грызни видны уже сейчас – раскапывание грехов депутата Сергея Супони, владельца компании коммунальных услуг ООО «Эталон-С». Отметим, у неё находили кучу недоработок, в ушедшем году от неё сбежал целый многоквартирный пятиэтажный дом по улице Сосновой.

Ещё одним шумным событием должны стать выборы нового совета депутатов Баргузинского района. Они намечены на сентябрь. Стоит сказать, нынешний состав райсовета в ушедшем году изрядно опозорился. В частности, депутаты Сергей Родионов и Алексей Кокорин оказались замешаны в скандале с незаконной рубкой леса. На делянах братьев Родионовых баргузинские лесозащитники нашли «перерубы». Алексей Кокорин же отличился совместно с Родионовым «челобитной» главе Бурятии с просьбой защитить от нападок недругов. Депутат Алексей Краснов тоже оскандалился после нарушений, найденных при ремонте районного дома культуры. Правоохранительные органы продолжают вести уголовное дело. Чем запомнится баргузинцам уходящий состав райсовета? Скандалами с лесом, разборками, уголовными делами?

Председатель баргузинского райсовета Зоригто Сундаров вроде бы избежал громких скандалов. Однако в Баргузинском районе его репутация отнюдь не безупречна. Жители сел, относящихся к поселению Баянгол, где он был главой, и вовсе поминают его недобрым словом. По их словам, он в корыстных целях развалил и сельскохозяйственную артель «Кедр» в селе Ина, созданное на базе ремонтно-тракторной станции, и местный маслозавод, не работает скважина.

Как рассказал пожилой житель селя Ина Виктор Краснояров, бывший директор артели «Кедр», конфликт с Зоригто Сундаровым у него возник много лет назад. Началось с нежелания отдавать долг за контейнеры для мусора. По его словам, после этого Зоригто Сундаров пообещал ему, что его «кончит», и начал строить разные препоны. Например, мешал получить субсидию на сельскохозяйственную деятельность.

А потом, по словам Виктора Красноярова, Зоригто Сундаров по отношению к СП «Кедр» совершил деяние, которое можно охарактеризовать как рейдерский захват.

— Зоригто Сундаров 1 мая 2008 года незаконно заключил договор с пилорамщиком Талгатом Хайрутдиновым на эксплуатацию помещения техобслуживания (ПТО) для тракторов К-700. Через суд они оформили его на себя под другим названием, как «гараж-пилорама», изменили адрес. Я обратился в суд и прокуратуру, там их сделки отменили, — говорит Виктор Краснояров.

По словам экс-директора СП «Кедр», Баргузинский районный суд установил, что владельцем ПТО является он, и сделка была незаконной. Но верховный суд почему-то отменил решение районного суда, а администрации села велел заново начать работу по узаконению прав собственности на этот объект. Но новый глава поселения Ринчинов вместо этого неожиданно «бросил пост и исчез». В итоге дело так и не кончилось ничем. А здание бывшего ПТО по-прежнему находится в пользовании Хайрутдинова

— Они почему уцепились за этот объект – потому что Сундаров дом строил, и пиломатериал отсюда шёл. Они не платят налоги ни за землю, ни за здание, — возмущается Виктор Краснояров.

На каком основании Сундаров в своё время осуществил эту сделку – так и неизвестно. По словам Виктора Красноярова, в селе в бытность Сундарова главой подобным образом исчез и мини-маслозавод, оборудование для которого в своё время выделил сам экс-мэр Москвы Юрий Лужков, некогда учившийся вместе с одним из прежних глава поселения.

— Сундаров к маслозаводу юридически никакого отношения не имел. Но он рассыпался при его помощи. Как он имущество продавал – одному Б-гу известно. Я сто писем писал, чтоб разобраться, куда делся маслозавод. Потому что документы у меня, все бумаги с Москвы не меня шли, — негодует Виктор Краснояров.

Но перечень грехов Зоригто Сундарова этими инцидентами не исчерпываются. Виктор Краснояров рассказал и про его победный отчёт о бурении скважины, давно на самом деле пробуренной, о приписывании себе в заслугу построенного не им дома культуры. Рассказывали местные жители и про торговлю спиртом в «лихие 90-е», и другие вещи, которые я тут до поры до времени затрагивать не стану. И так уж получается слишком много. Но, если жители Баргузина не преувеличивали, картина вырисовывается жутковатая.

Вообще, говоря о сельских районах, следует ждать роста социальной напряжённости. Непопулярные реформы, рост цен при низких доходах, сопровождающийся сворачиванием демократических свобод – уже вызывает тихую злобу населения. Та же Бичура, где декабрьские выборы главы стали «театром одного актёра». По сути, семейским не дали самим выбрать уставщика. Если найдутся деятели, сумеющие оседлать народное недовольство, Бурятия рискует получить в Бичурском районе новый «очаг», как в Тунке.

К слову, хотя «партию» прежней администрации разгромили, инфраструктурные и социальные проблемы Тункинского района никуда не исчезли. Те же перебои с отоплением в детских учебных заведениях Кырена (по сообщениям источников, имели место не только в «скандальном детсаду», но и Горхонской школе). Что касается строительства трассы на Хойтогол, при строительстве возникли проблемы с подрядчиком, но часть средств ему уже успели выплатить. А Тункинский нацпарк всё «закручивает гайки», создавая проблемы фермерам. Всё это не свидетельствует об управленческих успехах, и не радует население.

Сгущаются тучи над Иволгинским районом, где не исключено, что глава Виктор Очиров уйдёт в отставку. Это будет означать обострение политической борьбы.

Стоит отметить, в Бурятии выборы муниципальных глав уже потихоньку упраздняют, подменяя конкурсными назначениями. А там, где ещё проводятся, всё чаще становятся имитацией с заранее предрешённым результатом. С точки зрения развития гражданского общества и демократических свобод это шаг назад. Пусть выборы – состязания политтехнологов и бюджетов, пусть может прорваться демагог-популист – но люди должны приучаться участвовать в политической жизни, хотя бы символически выражать свою волю.

Упомянутые события не исчерпывают политическую жизнь Бурятии в 2019 году. Но, чтоб не утомлять читателя, обзор продолжим в следующей статье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *