«Господа, я люблю войну!» — майор Максимиллиан Монтана, аниме «Хеллсинг»
Что наша жизнь? Война! Так можно переиначить слова из расхожей песни. Если понимать войну более широко, чем вооружённый конфликт между двумя людскими общностями. Понимать как некое противодействие угрозам благополучию, окружающим нас, соперничество с претендентами на какие-то блага.
«Война – это продолжение политики иными средствами» — говорил генерал Клаузевиц. Под политикой же обычно понимают соперничество внутри социума за власть и ресурсы. (К слову, Аристотель утверждал, что человек – существо политическое). Один футуролог считает, что формулировка устарела, и в наши дни – уже политика продолжение войны иными средствами. Так или иначе, зачастую сложно понять, где кончается политика и начинается война, и наоборот. Ещё соперничество между людьми часто обозначается термином «игра». Здесь я всё же намерен оперировать термином «война», хотя он звучит излишне агрессивно, как бы подразумевая стремление физически уничтожить некий враждебный объект. Термин «игра», в свою очередь, веет несерьёзностью, а «политика» ассоциируется с государственными институтами.

Но вернёмся к природе войны. Необходимость воевать проистекает из самой сути нашего мира, как источника угроз и препон, из энергоэвоюционистской природы мироздания, подверженного с одной стороны, процессам энтропии, с другой – эволюции. Войну обусловливают не только ограниченные материальные блага, но и стремления человека к асболютной свободе, равносильном стремлению к абсолютной власти, и к доминированию когнитивной модели – проще говоря, стремлением воплотить своё видение истины. Или просто чтоб наслаждаться ощущением лидерства, превосходства. (Сколько конфликтов происходит не из-за экономических противоречий, а идейных разногласий. Или чьёго-то стремления потешить негативные устремления своей психики).
Можно вспомнить эксперимент с мышами, которым создали рукотворный рай. Оказавшись в условиях достатка все нужного для жизни, популяция за несколько поколений утратила стимул размножаться и вымерла.
Войну можно рассматривать как комплекс мер, направленных на подрыв благополучия некоего объекта, при одновременном противодействии аналогичным мерам с его стороны.

Война необязательно предполагает уничтожение объекта-мишени. Главнее атаками на него добиться неких целей, с которыми эти действия производятся. Скажем, заставить изменить линию поведения, добиться каких-то уступок. Победа в войне определяется в первую очередь, достигнуты эти цели, или нет. Иногда настоящая победа достигается при внешне выглядящем поражении. Война не предполагает непременной ненависти и стремления к уничтожению. Главое – интересы.
Есть мнение, согласно которому цель любой войны – расширение пространства свобод.
«Война оказалась делом интересным» — один ветеран СОБРа.
Война подразумевает необходимость принимать решения в условиях серьёзных рисков благополучию себя и объекта, который ты обязан защитить, при жестком дефиците времени и ограниченных ресурсах. Риски могут колебаться от досады за проигрыш на конкурсе, до физического уничтожения популяции, к которой ты принадлежишь. Эффективно действовать в такой ситуации требует высокого интеллекта, устойчивой психики, твёрдых морально-волевых качеств, требует постоянного развития, чтобы как минимум, не отставать от недругов.
Война одновременно и проклятье человечества, и мощнейший стимул развития. Стремление превзойти соперника, либо защититься от его атак, порождает совершенствование средств уничтожения и защиты. Это не только новое вооружние и приёмы использования средств. Это новые технологии, в том числе и социальные, организационные, новые форматы мышления, новые идеи и образы. В этом смысле, наука, культура и философия тоже оружие. Даже новое напраавление искусства уже может обеспечить преимущество над соперником, не оперирующим такими образами. Любое новшество, которое обеспечит преимущество в конкурентной борьбе, способствует выживанию во враждебной среде. Я промолчу о том, сколько изобретений и организационных решений появилось в ходе попыток создать новое оружие или более эффективно мобилизовать живую силу. Как говорил Наполеон, война – это квинтэссенция науки, культуры, искусства.

По форумлировке одного блогера, «процесс Войны — это процесс отстаивания и защиты собственных интересов, и пути отстаивания всегда должны быть адекватны как важности самих интересов (закон целесообразности), так и позиции противника по отношению к нам лично (закон морали и этики)».
Он же предлагал всех участников войны по отношению к себе классифицировать следующим образом:
Соратники. Они — наши друзья и наша верная опора против безусловно общего Врага. Мы держимся с ними, как правило, за одни ценности, мы мыслим с ними в одинаковых направлениях, мы охраняем мир, который строим сообща. Соратники святы и неприкосновенны.
Союзники. Их держит вместе с нами чувство целесообразности. Мы не имели бы с ними ничего общего, если бы не опасность потерпеть провал на пути к цели, схожей как у них, так и у нас. Они надеятся на нашу помощь, и мы им её дадим со всей возможной готовностью.
Соперники. Это ещё не Враг — просто так получилось, что в процессе Войны у нас с ними одна-единственная Цель, одна конечная критическая точка, достигнуть которой может лишь один из нас. Как правило, при должной дипломатической сноровке их вполне возможно превратить в союзников, а если всё сложится удачно — и в соратников. Чаще всего нас разделяет только лишь взаимное непонимание и недоверие, и схожесть целей — замечательный фактор на пути к разрешению этого непонимания.
Противники. Финальная ступень перед Врагом. Как правило, они конкретно против нас ничего не имеют и именно нашим уничтожением не озабочены. Их цель — помешать нашим целям и нередко таким образом добиться своих собственных. Или же так получается, что наши собственные действия мешают достижению ими выгоды, и таким образом им приходится вступать в конфронтацию. Взаимопонимание здесь полностью исключено, ибо позиции сторон обычно противоположны. Впрочем, и «позицию силы» следует занимать крайне осмотрительно.
Враги. Это последний и самый опасный тип антагониста. Его цель — наше полнейшее физическое или моральное (в зависимости от типа конфликта) поражение. Его мораль и логика законам целесообразности могут быть не подчинены — гораздо более важным ему представляется моральная выгода от нашего падения. Он искренне считает, что мы портим его жизнь, и что нашу собственную жизнь необходимо в ответ испортить тоже. Корни таких конфликтов обычно лежат очень глубоко, и трудно иногда понять, кто виноват, а кто прав. С такими следует бороться всеми средствами — как правило, так просто они не останавливаются.
К врагам автор предлагал относить и всех, кто силой или путём давления, а не путём разумного убеждения старается навязать своё мнение, чуждое нашему собственному. Я бы расширил до термина «интересы».

Подводя игог: войну порождает само устройство нашего мироздания. Хотим мы того, или нет, мы все участники великой бесконечной войны, начавшейся ещё в эпоху первых одноклеточных организмов. Вся наша жизнь – война без начала и без конца. Бесконечная война.