Гость «Свободной трибуны» — политобозреватель Биликто Дугаров.
Расскажи кратко о себе – откуда родом, кто по образованию, чем зарабатываешь на жизнь?
Родился в Улан-Удэ, детство и школьные годы прошли на БАМе в г. Северобайкальск.
Папа – врач, мама – работник культуры. По образованию я юрист, окончил Красноярский государственный университет, Юридический факультет, работаю адвокатом. Женат, имею двух дочерей.
Как ты позиционируешь сам себя – инициативный гражданин, политический обозреватель, или как-то ещё?
Позиционирую себя, как гражданин, с активной жизненной позицией. Я много занимаюсь общественной работой. Я был членом первого состава Общественной платы Республики Бурятия с 2013 по 2016 г.г., работал в комитете по правам человека и законности.
С 1997 г. я советник по правовым вопросам главы Буддийской традиционной Сангхи России на общественных началах.
С 2010 г. я занимаюсь работой, связанной с изучением истории и восстановлением полного списка бурятской версии Атласа тибетской медицины, который признан буддийской святыней Сангхи России.
Я награжден юбилейной медалью «100 Санкт-Петербургскому дацану».
Кроме этого, имею большой опыт правовой защиты интересов физических и юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, общественных организаций, интересов малого, среднего бизнеса, предпринимателей.
Кроме этого, я имею публикации в республиканских и федеральных СМИ по правовым, социальным, общественно-политическим вопросам.
Ты известен как ярый сторонник действующей власти, что регионального, что федерального уровня. Почему ты её поддерживаешь? Тебя не смущают то разные коррупционные скандалы, то бьющие по карману простых людей реформы, то циничные высказывания чиновников и депутатов, не смущает, что у нас уровень жизни какой-то не слишком высокий, особенно если сравнивать с развитыми странами?
Действительно, я поддерживаю сегодняшнюю власть в России и в Бурятии. Почему? Понятно, что есть очень много недостатков, коррупции и несправедливости в сегодняшней России. Но, давайте посмотрим – существует ли альтернатива власти и кто эти люди?
Мне совершенно понятно, что так называемая системная оппозиция (КПРФ, СР, ЛДПР) это часть действующей власти. Эти партии, которые были созданы кремлевскими политтехнологами для того, чтобы «спускать пар» народного недовольства, а не для того, чтобы действительно бороться за власть и за интересы народа. Эти партии создают лишь видимость оппозиции. В этом весь вопрос.
Кроме того, если сегодня поменять Путина на Зюганова, Миронова или Жириновского, то жизнь народа не улучшиться, а скорее всего, значительно ухудшиться. Поэтому, я считаю разумным поддерживать действующую власть, как наиболее эффективную сегодня для управления страной.
Буду откровенен: в Бурятии многих людей сильно раздражает твоя подчёркнуто проправительственная позиция. Многие считают, что ты отрабатываешь заказ или надеешься, что твою приверженность оценят и дадут должность в органах власти.
Эти люди ошибаются — я не стремлюсь занять какую-либо должность в органах власти.
Ведь люди рассуждают всегда в силу своих личных возможностей и взглядов на жизнь или еще говорят, что каждый судит в меру своей испорченности. Поэтому им думается, что если я занимаю проправительственную позицию, то значит это не просто так и что, есть заказ.
Ты выставлял свою кандидатуру на конкурс на замещение поста министра туризма. У тебя есть какое-то видение, как развивать туризм в Бурятии? Ты считаешь, эту отрасль можно сделать прибыльной в нашем неподходящем климате и не очень развитой инфраструктуре?
Да, действительно, я выставлял свою кандидатуру на конкурс на замещение поста министра туризма. Тогда мне это казалось очень интересным, я считал, что мог бы быть полезен республике на этой должности, что я имею достаточную квалификацию и жизненный опыт для того, чтобы выполнять эту работу. Я считаю, что в части туризма необходимо развивать уже существующие сильные стороны Бурятии. Сегодня, огромный поток туристов едет Бурятию именно как в центр буддизма России в Иволгинский дацан, другая часть едет на Байкал, и какая-то часть туристов интересуется культурой, бытом, историей, национальными особенностями Бурятии, кухней, нашей традиционной медициной и прочими вопросами. Эти направления и необходимо развивать в области туризма.
Как можно решить проблему Байкальской гавани, которая превратилась в баснословно стоящий недострой?
По проблеме «Байкальской гавани» я поддерживаю идею создания в ОЭЗ «Байкальская гавань» игорной зоны. Это привлекло бы в республику туристов уже независимо от времени года и температуры воздуха. Ведь пик туристического сезона у нас приходится на летние 2-3 месяца, а остальное время туристы в Бурятии это исключение, чем правило.
Какие, на твой взгляд, в республике сейчас наиболее актуальные социально-экономические проблемы?
Проблем много. Это и нехватка детских садов и школ, больниц, плохие дороги и т.д. Но главная проблема – это низкий жизненный уровень жителей республики. Я считаю, что необходимо максимально реализовать программу «Сбережения нации. Сбережения народа». Надо поддерживать именно развитие фермерства в сельском хозяйстве, необходимо возрождать и всячески поддерживать традиционный уклад жизни на селе. Ведь если человек имеет необходимое собственное поголовье скота, свою землю, свое хозяйство, то это независимая и самостоятельная экономическая единица, которая работает на благо экономики Бурятии. Такой фермер сам обеспечивает себе и своим детям достойный уровень жизни, образования и развития. Он способен построить себе современное жилье, иметь современную технику и прочее. Такой фермер заинтересован в рождении своих новых детей. Следовательно, Россия не будет вымирать, будут решаться и демографические проблемы страны и экономические.
Как ты относишься к идее установки памятника основателям города?
Отношусь к этому вопросу положительно. Считаю необходимым это сделать. Мне не понятны мотивы противников памятника. Ведь никто оспаривать не будет, что именно казаки являются основателями нашего города. Это история и исторические факты. Во всех сибирских городах имеются аналогичные памятники. В чем тут криминал, если аналогичный памятник установят в Улан-Удэ мне вообще не понятно. Позицию противников подобного памятника я считаю бредом и полной глупостью.
Что ты думаешь о намерении ликвидировать в Бурятии выборы глав сельских районов? Не повредит ли это развитию гражданского самосознания у людей, развитию гражданского общества?
Здесь я не согласен с такой постановкой вопроса. И всенародные выборы и выборы через комиссию – это все укладывается в демократические процедуры и это абсолютно законно. Если в установленном законом порядке будет выбрана форма выборов через комиссию я ничего предосудительного в этом не вижу. Я уже высказывался по этому поводу на своей странице в Фейсбуке. Можно там почитать. Надо понимать, что не народ для демократии существует, а демократия должна обслуживать интересы народа.
Все мы помним, как почти год лихорадило Тункинский район после всенародных выборов главы района. Целый год население этого района было втянуто в политическое противостояние и открытый конфликт двух противоборствующих групп. Есть ли от этого польза для простых людей, для экономики и социальной сферы района? Ответ очевиден, что пользы никакой, а только один вред. Поэтому, если народ решит, что надо выборы проводить через комиссию, то ничего в этом страшного не вижу. Считаю, что развитию гражданского самосознания у людей, развитию гражданского общества это ни как не навредит.
(Здесь я с Биликто Дугаровым категорически не согласен, и считаю, что нельзя ликвидировать выборы муниципальных глав ради «лучшей управляемости». При всех проблемах вроде Тунки. Напомню, выборы в Тунке прошли с серьёзными нарушениями, о которых говорил председатель ЦИК Дмитрий Ивайловский. Не будь этих нарушений, скорее всего, победил бы Аламжи Сыренов, и Тункинский район избежал бы «раскола» и скандалов)
Что ты думаешь о расстановке политических сил в новом созыве Хурала? Почему оппозиционные фракции так резко нарастили численность, а также появилась фракция независимых депутатов?
Я не вижу того, что расстановка политических сил в новом созыве Хурала как-либо изменилась. Как у Единой России было большинство, так оно и осталось. Пока оппозиционные фракции и фракция независимых депутатов ни как себя не проявляют. Поэтому, я считаю, что они ни как не могут повлиять на иную расстановку политических сил в Хурале.
Как ты считаешь, что изменилось в Бурятии в лучшую или худшую сторону со времён Наговицына?
Изменения очевидны. Конечно, это новый глава республики, управленческие способности и квалификацию которого ни как невозможно сравнивать со способностями Наговицына. Алексей Цыденов обладает колоссальной работоспособностью и необходимыми для работы компетенциями и связями. Он создал, в целом, эффективную команду менеджеров – членов правительства. Цыденов очень результативно работает с федеральным центром, пользуется колоссальной поддержкой и авторитетом в Кремле. Такое вообще беспрецедентно для Бурятии. Мы сегодня включены в состав ДФО. А это влечет за собой совершенно иной статус для республики, иной подход к развитию экономики и социальной сферы Бурятии.
Что ты думаешь об участившихся стихийных протестных акциях оппозиции в Бурятии?
Считаю, что это искусственные протесты, которые организовываются командой и сторонниками Вячеслава Мархаева, который считает, что являлся единственным достойным кандидатом на должность главы Бурятии. Хотя, по моему мнению, Вячеслав Мархаев, при всем уважении к нему, не является ни хозяйственником, ни обладает соответствующими компетенциями и знаниями для этого. Его желание быть главой Бурятии базируется лишь на личных амбициях, взращенных и основанных на мнении узкого круга его близкого окружения, земляков и родственников. К сожалению, Вячеслав Мархаев – это уже уходящий политик.
На всех выборах ты очень агрессивно выступал против БРО КПРФ вообще, и Мархаева в частности. С чем это связано? Люди подозревают политический заказ. Но может тут есть какая-то личная неприязнь?
На этот вопрос я уже выше ответил.
Насколько я помню, ты когда-то выступал за расширение прав россиян на гражданское оружие, легализацию короткоствола. Ты остался при прежних взглядах?
Да, я остался при этих же взглядах. Считаю, что в легализации короткоствола нет ничего опасного для общества. Наоборот от этого была бы только польза. Ведь до Октябрьской революции в России было у всех граждан было право свободно иметь и носить короткоствольное оружие. И это, ни как, не ухудшало криминогенную обстановку в стране. Необходимо дать человеку возможность защищать себя, свою семью и имущество. Огнестрельный короткоствол станет эффективным средством защиты личности и собственности от преступных посягательств и изменит расклад сил в пользу законопослушных граждан. Оборот короткоствольного оружия — это не легализация беспредела. Легализация короткоствола это показатель зрелого гражданского общества.
Владение оружием это не право на убийство. Это дополнительный шанс выжить и защитить окружающих. Считаю, что законный владелец огнестрельного оружия всегда более дисциплинирован и отвечает за свои действия.
Что бы ты хотел посоветовать или пожелать жителям Бурятии в канун Сагаалгана?
Всем хочу пожелать здоровья, удачи, успехов, благоразумия и всего самого наилучшего!
В Тунке главу избирать лучше комиссией, в выборы в Тунке никто уже не верит