К механике криптоколониализма

Мнение одного блогера о «криптоколониальной теории».

По непаханому полю русской общественной мысли бродит призрак крипто-колониализма. Говорят, что в массы его выпустил известный шарлатан Галковский; может быть, оно так и есть. Возможно, что цель сей затеи изначально была доброй и состояла в том, чтобы вывести русскую общественную мысль из тупика непреложного вопроса: «Что же с нами такое произошло?» Благодаря идее крипто-колониализма этот похмельный по своей сути вопрос, как правило, разрешается в духе: «Англичанка гадит!», каковой подход, к сожалению, никак нельзя назвать средством от интеллектуального бессилия. В то же время есть немало людей, для которых мышление в кгбешном стиле, поиск «агентов влияния» и тайных интересов являются естественными; таких людей я готов оставить при том, что они имеют.

Выходом из тупика в нашем национальном похмелье было бы не описание вредоносных действий других участников попойки, а добрый совет не мешать более нектар с амброзией. В этом духе я и попытаюсь рассмотреть вопрос – который, как мне кажется, при всей своей пошлости, всё же существует. Я полагаю, что фундаментальная основа для оценки определённых взаимосвязей как скрытых несимметричных взаимозависимостей (что и покрывается, судя по всему, термином «крипто-колониализм»), всё же имеет место. Но убедительно рассказать о ней можно, лишь продемонстрировав механизм такового взаимодействия. При этом информация в духе «Английский герцог проинспектировал своих россиянских подопечных» может быть лишь принята к сведению, но ничего не скажет нам о том, что вынуждает «подопечных» прислушиваться к герцогу. Я предпочёл бы заменить набор фактов системой взглядов – и уже его иллюстрировать набором фактов.

Из числа известных мне авторов ближе всего к решению, кажущемуся мне адекватным, подошёл Богемик. Его описание механики крипто-колониализма в моём предельно вольном изложении может звучать так: «Если вы отказываетесь от человеческого облика и встаёте на четвереньки, будьте готовы к тому, что вас посадят в клетку и отправят в зоопарк». Или, в другом варианте: «Если вы не хотите мыслить сами, кто-то будет делать это за вас – в своих интересах». Подобный подход кажется мне полезным тем, что позволяет увидеть жизненный закон за текущими обстоятельствами – то есть, извлечь из имеющегося представления пользу. В то же время именно Богемик в своих текстах не ставит задачу прямого постулирования системы взглядов – тогда, как я именно это собираюсь сделать. Что до рассуждений в духе «гебешного» крипто-колониализма, сторонник которого извлекает на свет грязный носок и демонстрирует его со словами: «Посмотрите! Тоби раб!», то, насколько я понимаю Богемика, это ниже его достоинства.

Итак; о том, как формируется крипто-колониальная взаимозависимость. Поскольку в связи с данной проблемой нас интересует, на самом деле, только одна страна и только её мы хоть сколько-нибудь подробно и знаем, все примеры кроме одного будут из отечественной практики.

Данная взаимозависимость диалектична, существует в развитии и начинается с отрицания некоего тезиса. Я начну изложение с гипотетического примера, который кажется мне очень понятным, хорошо иллюстрирующим суть дела и предельно дидактичным. Предположим, некий школьник, имеющий достаточный опыт учёбы (старшеклассник), рассмотрев свою учебную практику, состав программ и прочие обстоятельства, пришёл к выводу, что учиться ему не нужно. То есть, как вариант, что знание вообще буржуазно (с каковым утверждением самим по себе я даже и не стал бы спорить), что математика – продажная девка империализма, биология – лженаука, что учителя – слуги государства, которое есть аппарат насилия, и так далее. Базируясь на данной, относительно непротиворечивой, системе взглядов наш школьник решил, что более овладевать знаниями он не станет – и другим не посоветует.

Здесь у нас развилка. Если наш школьник уйдёт из школы, пойдёт работать грузчиком, в подсобке станет читать Прудона и не будет сетовать на свою относительную бедность, то, на мой взгляд, это будет хотя и неправильный, но честный поступок. В этом случае школьник сохранит личное достоинство, и, хотя его позиции окажутся слабее позиций его бывших соучеников, механизм, для стран соответствующий крипто-колониальной взаимозависимости, не возникнет. Всё будет гораздо интереснее, если наш репрезент решит, не учась, остаться в школе и получить аттестат, поскольку находит это выгодным. В этом случае ему придётся сдавать контрольные работы и экзамены, не имея соответствующей подготовки – и даже шанса на таковую. Можно предположить, что контрольные работы он будет стараться списывать у других учеников, а экзамены сдавать по неформальным договорённостям с учителями.

Отрицание правил сообщества при сохранении намерения получать выгоды, предоставляемые данным сообществом, ведёт к возникновению неформальных по отношению к нормам сообщества связей, ставящих отрицающего субъекта в подчинённое положение, не регулируемое сообществом легально.

Наш школьник будет вынужден платить соученикам и учителям какими-то услугами или деньгами, каковое поведение совершенно не будет соответствовать официальным нормам школы. То есть, наш ученик станет рабом вне закона.

Это и будет системой скрытых несимметричных взаимозависимостей, которые в отношениях народов можно называть крипто-колониальными.

Когда-то в СССР существовала собственная система вычислительных машин – «мейнфреймов», и по поводу которой в некоторый момент было принято решение, что обеспечивать дальнейшее развитие вычислительной техники на основе собственных программ слишком сложно и накладно. Союз позаимствовал (как говорят, с помощью спецслужб) документацию на иностранный «мейнфрейм» и растиражировал его. Выгода виделась в том, чтобы брать готовые алгоритмы, написанные другими людьми, и использовать – а не стараться самим. Это сладкое слово «халява». В настоящий момент РФ практически полностью находится под недекларированным иностранным контролем, осуществляемым через скрытые и открытые возможности программного обеспечения. Правительству удаётся «отвоевать» микроскопические «островки безопасности» путём локального внедрения собственного ПО. Но при этом все существующие и потенциальные выгоды и возможности big data добровольно подарены «партнёрам». Это и есть скрытые несимметричные взаимозависимости – тот самый крипто-колониализм. Он не прячется в лондонском Сити; он открыто сидит в почти каждом компьютере и смартфоне.

Ключевой момент для попадания в крипто-колониальную взаимозависимость – решение «Хотим иметь то же самое, что имеют другие, но не хотим делать то же самое, что делают они». В своё время большевики отвергли все основы буржуазного образа жизни, не пожелавши, однако, отказаться от благ буржуазной цивилизации. В результате они попали в крипто-колониальную взаимозависимость практически сразу – поскольку так устроено общество (а Маркс об этом не предупредил; забыл, наверное). Ввиду известных финансовых и имущественных разногласий между большевиками и странами Европы и США против Советской России почти сразу после её провозглашения было введено экономическое эмбарго. Помню прочитанный где-то рассказ одной советской женщины-врача о том, что она с приключениями везла тысячу ртутных градусников («целое богатство») контрабандой через Эстонию. То есть, сама возможность функционирования советской медицины на уровне, хоть немного отличном от пещерного («с градусниками»), в некий момент определялась незаконными договорённостями с эстонской таможней. Перед нами скрытая несимметричная взаимозависимость как она есть. При этом радость от собственно успеха контрабандной операции по провозу действительно необходимых больницам градусников, как и салют разведчикам, укравшим (как говорят) “System-360”, не должны вводить нас в заблуждение. По сути это лишь радость школьника-неуча, списавшего контрольную через чужое плечо. Успех, ничего не прибавляющий в его собственной голове.

Позволю себе повторно обратить ваше внимание на обстоятельство, важное для моего понимания крипто-колониализма. Не всякое объективное либо субъективное преимущество одного сообщества над другим создаёт подобную взаимосвязь. Если бы социализм в России принял, образно говоря, «толстовское» направление, подобная ситуация не возникла бы. (Это замечание не является призывом к «толстовскому» социализму). Отказаться от оружия, буржуазности, коммерции и банков, забросить промышленность («все беды от «чугунки»), начать пахать землю, помогать друг другу и молиться Богу (последнее, впрочем, не обязательно) – всё это не означало бы попасть в скрытую несимметричную взаимозависимость. Примерно так живут члены общины амишей-меннонитов в Пенсильвании. Они объективно слабее окружающего их общества XXI века, но они не пребывают в крипто-колониальной зависимости от него. Можно не пользоваться автомобилями и тракторами, но не быть при этом рабами вне закона. Хотя бы потому, что законы США и Пенсильвании амиши не нарушают – и они не рабы. Впадение в крипто-колониальную зависимость, как я её понимаю – дело сугубо добровольное и начинается с концептуального жульничества. «Не хотим капитализм, но хотим предприятия и тресты, как в Америке». Далее неизбежны либо торговля с Америкой по американским правилам, либо кража технологий. То есть, подчинение отрицаемым стандартам и преступная деятельность. Для абсолютно беспринципных людей, какими были большевики, это нормальное поведение. И я говорю не о морали. Я говорю о неизбежных последствиях. Отрицание норм общества при тяге к выгодам, предоставляемым этим обществом, ведёт к зависимости от него, определяемой вне рамок легальной жизни общества. С отрицателем могут и будут иметь дело; бизнес есть бизнес. Но отрицатель всегда будет покупать дороже и продавать дешевле. И его всегда можно будет «прищучить» на совершенно законных основаниях – за «списывание на контрольной». Каковая возможность ещё более удешевляет услуги «отрицателя». Всё, что он продаёт, автоматически считается краденым и оплачивается скромно. Ко всему, что он покупает, идёт наценка «за риск и общение с жуликом». Не имея достаточно денег (а их всегда не хватает), «отрицатель» постарается компенсировать свою ограниченную платежеспособность теми или иными услугами неформального свойства; как-то «отработать». А потом российский обыватель будет недоумевать, почему его соотечественники воюют в Судане. Со стороны же всё это будет выглядеть – правильно; как признак крипто-колониальной зависимости.

Говоря объективно, существует ещё один способ получить желаемое «отрицателем», то есть присвоить блага общества, ненавидимого им. Это прямой силовой захват и «затрофеивание». Именно этим путём пошли большевики в России. Они отрицали Россию как в социально-классовом, так и в собственно русском смысле. И им удалось в результате войны присвоить результаты её деятельности и сам её народ (попутно многое уничтожив, конечно). Такой способ существует и работает. Правда, сделать подобное можно только один раз. И не имея при этом страсти к полному обособлению, попасть в зависимость уже от других стран – создателей множества привлекательных материальных и нематериальных вещей, которые по техническим причинам нет возможности заполучить прямым грабежом.

____________

Если бы я умел снимать кино, то, возможно, постарался бы создать фильм о подростках, попавших в ситуацию, в которой проявились бы качества крипто-колониальной зависимости. Допустим, трое парней и две девушки; они не хотят делать уроки и вообще считают учёбу гнусью, имея при этом более или менее стройную теорию своего подхода. Но заставлять антропоморфного робота отвечать у доски вместо них мы не будем. Во-первых, потому, что такой фильм уже есть. Во-вторых, робот не подойдёт нам – как существо бескорыстное. Один парень у меня бросил бы школу и пошёл работать разнорабочим – чтобы показать, что, в принципе, можно идти путём отрицания и сохранить достоинство, заплатив за это известную цену. А оставшиеся в школе ребята закончили бы предоставлением сексуальных услуг в туалете – тем, кто сдаст экзамен за них.
При всей нарочитой назидательности думаю, это мог бы быть полезный фильм. Но делать кино сложнее, чем писать посты. Поэтому вот вам пост.

Отсюда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *