Статья депутата Народного Хурала РБ Оксаны Бухольцевой об отмене прямых выборов глав сельских районов. Материал уже не очень новый, но не потерявший актуальности.
Законопроект о вариативности порядка избрания глав муниципальных образований все-таки внесен в Народный Хурал Бурятии. Причем самим главой республики Алексеем Цыденовым.
Хотя начиналось все с решения ассоциации глав муниципалитетов, с отдельных районов, включая Северобайкальский, которым пришлась по душе идея обходиться на муниципальном уровне без прямых выборов глав исполнительной власти.
Хотя справедливости ради отметим, что «против» предложенного законопроекта еще в феврале выступили 13 советов депутатов муниципальных образований республики. Свои решения, утвержденные сессиями, представительные органы направили в Народный Хурал. Проще говоря, спорность инициативы стала очевидна еще тогда.
А точнее — очевидно одно. Власти республики решили слегка убавить демократии в своих владениях, мотивируя это благородно: «Дать возможность территориям самим определять способ избрания глав муниципальных образований».
В случае принятия законопроекта на апрельской сессии Народного Хурала главу муниципалитета можно будет избирать двумя способами: на всенародных выборах или советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Все это якобы «позволит более полно учитывать особенности конкретных территорий и найти оптимальную для конкретного муниципального образования модель организации местного самоуправления», — пояснял в СМИ председатель комитета территориального развития адми-нистрации главы и правительства Бурятии Баир Жамбалов.
Законопроектом предлагается сохранить единственный вариант избрания главы муниципального образования лишь в двух случаях. Первый случай — это избрание мэра только на всенародных выборах в Улан-Удэ. Второй случай предусматривает избрание главы поселения из состава совета депутатов муниципального образования в поселениях — административных центрах района, где нет местной адми-нистрации поселения.
Во-первых, считаю, что этот законопроект, выросший в недрах ассоциации глав муниципалитетов, решает личные вопросы самих же действующих глав. Выиграть конкурс действующему главе не так сложно, в отличие от тех, кто будет претендовать на должность главы муниципалитета впервые.
Во-вторых, ликвидация прямых выборов на муниципальном уровне (можно не сомневаться: все варианты сведутся именно к одному этому) на руку правящей партии «Единая Россия», которая контролирует большинство местных советов. Так что все разговоры о необходимости развития многопартийной политической системы в стране глубинка может забыть.
В-третьих, законопроект, внесенный главой республики, отражает интересы руководства республики. С главами, назначенными райсоветами по рекомендации (сами понимаете — кого), очень легко строить «вертикаль власти». С «неудобными» руководителями разговор будет простой: райсовет назначил, райсовет и снимет. Людям постарше этот механизм хорошо известен со времен КПСС.
А вот «плюсы» от ликвидации прямой демократии на местах далеко не бесспорны. Выборы стали слишком скандальными и затратными? Ну контролируйте их, как положено, чтобы дело не доходило до «тункинских» сценариев. Пресекайте спаивание избирателей, «карусели» и вбросы. Все законы и права для этого есть.
Избирать некого, кадров нет? Да ладно, не смешите нас. А если уж так вышло, то предложите району свою кандидатуру, как президент России предложил нам Алексея Цыденова.
Кстати, после десятилетнего перерыва, когда избирателям Бурятии не давали права выбирать себе руководителя региона, выборы прошли с высокой явкой. А что было до этого? А до этого был политический кризис, когда предыдущий, назначенный сверху глава утратил доверие населения. Давайте будем честными — сложной остается ситуация и в Улан-Удэ, у населения которого также отняли право избирать градоначальника. И здесь сегодня уже трудно понять — когда он председатель райсовета, когда мэр, где представительная власть, где исполнительная. Слава богу, столице республики с 2019 года вернут прямые выборы мэра. А чем хуже Северобайкальск, Гусиноозерск или Закаменск?
И если уж говорить совсем честно, то надо признать: законопроект главы республики призван устранить из политического процесса народ, которому Конституцией дано право избирать и быть избранным. Устранить как ненужную бюрократии прослойку, под соусом «заботы» о народе же. Дескать, в главы может пройти любой человек. В том числе — популист без образования и опыта работы, запудрив народу мозги пустыми обещаниями.
Странно, почему многие считают, что народ наш неграмотный, что он не сможет отличить хозяйственника от шарлатана? А зато конкурсная комиссия отберет две кандидатуры на пост нужного народу правителя?