В сельских районах Бурятии с 2018 года происходит систематическое упразднение прямых выборов глав. Районные советы депутатов один за другим вносят изменения в муниципальные уставы, заменяющие выборы процедурой конкурсного отбора. Основанием служат поправки к ст. 22 республиканского закона «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия», позволяющие муниципальным образованиям самим определять порядок назначения глав.
Процесс начался с 2018 года, практически сразу после того как Алексей Цыденов стал полноправным главой Бурятии. Именно им был внесён законопроект о вариативности порядка избрания муниципальных глав. Судя по всему, цель – повысить управляемость региона, чтобы избежать кризисов, аналогичных «тункинскому разлому».
За 2018 год прямые выборы глав упразднили в Муйском, Хоринском, Северо-Байкальском, Заиграевском, Баргузинском районах. Попытки проделать аналогичную процедуру в Бичурском, Иволгинском и Курумканском районах обернулись скандалами из-за протестов инициативной общественности, усмотревшей посягательства на демократические свободы граждан. В Иволгинском районе вопрос даже потребовали решать на всеобщем референдуме.
Отмену прямых выборов критиковали депутаты Народного Хурала РБ «эсер» Оксана Бухольцев и «независимый депутат» Александр Цыденов, а также представители оппозиционных партий. По их мнению, нельзя отстранять народ от участия в политическом процессе.
Сторонники отмены, в свою очередь, обосновывают, что в сельских районах выборы превратились в состязание толщины кошельков и количества родни у кандидатов, активно происходит подкуп избирателей, «чёрный пиар», к власти то и дело приходят демагоги-популисты. А после выборов район раздирают конфликты между политическими группировками и их перессорившимися приверженцами из простого населения. Противники отмены аргументируют, что нужно просто более строго контролировать выборный процесс, пресекая злоупотребления.
А что же думают специалисты? По мнению завкафедрой политологии БГУ Алексея Комбаева, процессы, происходящие в Бурятии – лишь повторение на уровне региона общероссийских тенденций на централизацию власти. В 90-е прежняя система управления рухнула, и руководство страны плохо представляло, как управлять в новых условиях демократии и децентрализации власти. Это породило множество проблем, в том числе и центробежных тенденций. Справляясь с ними, новый президент взял курс на централизацию государства, и на тот момент это было правильно. Нужно было и унифицировать законодательную базу в разных регионах, сделать некие общие правила, понятные для всех игроков.
Но, как считает Алексей Комбаев, времена меняются, и сейчас для более-менее полноценного развития уже необходима определённая доля свободы. В результате, возникает противоречие с властью центра, вызванное вопросом, какую долю свободы можно дать регионам.
По мнению политолога, в России был принят самый простой шаблон управляемости – когда все подчиняются центру. Этот шаблон был взят и на локальных уровнях, внутри регионов. По сути, это сворачивание демократических институтов.
— Это приводит, с одной стороны, к быстрому принятию политических решений и ответственности принимающих их людей. С одной стороны, это хорошо, потому что зачастую необходима мобильность принятия политических решений. С другой стороны, без обсуждения и без волеизъявления народа теряется легитимность власти, хотя и остаётся легальность. Ведь легитимность власти придаётся решениями людей, а когда народ «выводят за скобки», общество в дальнейшем начинает внутри себя нести конфликтный потенциал. Это очень плохо для политической элиты, потому что она сама в себе начинает закрываться, а любая изоляция элиты от народа, отсутствие механизмов рекрутирования, диалога и обратной связи может приводить к бунтам и революциям, грозящим разрушением всей системы, — говорит Алексей Комбаев.
Политолог подчёркивает, Бурятия лишь взяла общероссийскую модель на локальном уровне. При сложностях в экономической ситуации и международной обстановке необходимо быстро принимать и реализовывать решения. И здесь нежелательны ситуации, когда глава муниципального района затягивает или неправильно исполняет распоряжение губернатора. Но, как считает Алексей Комбаев, подобную модель можно вводить только на короткий период времени, иначе она создаёт риск эксцессов. Эксперт предостерегает относиться к населению как неразумной массе, которую легко направить средствами пропаганды. По его мнению, в действительности очень много людей, адекватно осознающих ситуацию, но осознанно притворяющихся «недумающими».
-Кроме того, явка на выборы – тоже показатель доверия к власти. Если человек не ходит на выборы, можно объяснить, что ему лень. Но на самом деле ему не настолько лень, он в больше степени не доверяет. И эта степень недоверия выражена в его поведении: «Зачем мне идти, если за меня всё решили?». Эта ситуация во многом возникает из-за того, что слишком «затягиваются гайки», и очень напоказ проходят многие выборы, в которых известен победитель. Люди на самом деле хорошо понимают, что происходит в стране и в регионе, и не любят, когда их считают дураками. Когда выборы становятся безальтернативными, человек это видит, и не хочет на них идти, — говорит Алексей Комбев.
Политолог отмечает, в Бурятии сильны латентные процессы борьбы, пока они не видны, но могут выйти наружу. Он отмечает, в обществе значителен градус накала, вызванный в том числе не слишком благополучной экономической ситуацией, санкциями. И новый закон, запрещающий резко отзываться о власти, по его мнению, тоже «серьёзный звоночек». Эксперт считает, нужны серьёзные системные перестройки, старые подходы уже исчерпали себя.
— Методы хозяйствования, которые были достаточно эффективны в «нулевые», когда баррель нефти стоил очень дорого – сейчас они, на мой взгляд, немножко устаревают. Это управление было антикризисным и для того времени эффективным, Путину надо отдать должное, что страна не развалилась. Но это был набор мер для того периода времени, но когда система стала отлажена и появилась определённая стабильность, требуется другой подход, для развития, — говорит Алексей Комбаев.