Ульяна Раднаева: «Оставьте Байкал в покое!»

Известная шаманка призывает запретить варварский туризм

Эксплуатация Байкала в развлекательных целях должна быть прекращена, чтобы сберечь великое озеро. Так считает известный в Бурятии шаман и общественно-политический деятель Ульяна Раднаева. По её мнению, окрестное население относится к уникальному природному объекту совершенно безответственно.

— В Иркутской области на льду Байкала что только ни творится – и прокат коньков, и катание на транспорте. Считаю, что топливо и различные жидкости же попадают на лёд и вредят микрофлоре озера. Участились различные фестивали на льду Байкала. А летом молодёжь устраивает различные увеселительные мероприятия, несущие последствия вплоть до криминала. Любая неосознанная жизнедеятельность человека оставляет следы и я против этих массовых гуляний на Байкале, — говорит Ульяна Раднаева.

По мнению шаманки, зимний Байкал должен спать, а люди его тревожат – массовыми переходами, ездой квадроциклов и снегоходов. А после массовых фестивалей, куда съезжаются люди издалека, остаются груды мусора. Байкальский туризм охватывает даже те уголки побережья, где никогда никто не отдыхал – со всеми вытекающими последствиями для природы.

Как утверждает Ульяна Раднаева, отдых на Байкале в современном виде противоречит бурятским национальным традициям. В том числе и купание в сакральном озере.

— Исторически буряты бережно относились к Байкалу. Поэтому и называют его священным озером, ибо оно имеет своего хозяина-покровителя. Младший брат Байкала — озеро Хубсугул в Монголии – сохранилось в первозданном виде, потому что монголы в нём не только не купаются, но грамотно распоряжаются в туристических целях. А также оно находится на особом контроле властей страны. Буряты тоже в Байкале не купались. Вспомните, что наши родители массово, как наше поколение, каждые выходные не выезжали на Байкал и тем более там не гуляли и не пили алкоголь на берегу. Лет 10 назад в том же Дулане не было столько машин и отдыхающих. Максимум я могу зайти, омыть руки и лицо, как это делается у святых источников. Я за полный запрет купания в Байкале и здесь полумеры уже не подойдут. Касаемо туристического потенциала озера, то необходимо выделить места для посещения и держать их на особом контроле. С нашей стороны туристам разъяснить местные традиции и обычаи грамотными гидами — экскурсоводами. Разумеется, требовать неукоснительного соблюдения мер от местных предпринимателей и местных чиновников, — считает Ульяна Раднаева.

Альтернативой она видит развитие отдыха на реках и озёрах, которых в Бурятии более чем достаточно. И где купаться даже лучше. А на священном Байкале она призывает вообще прекратить какие-то массовые мероприятия. А местному населению, которое в большом счете страдает от оставляющих мусор и не учитывающих их интересы законов, предлагаю оставить их права и возможность заработка.

Отметим, Ульяна Раднаева проповедует в шаманизме духовно-экологический путь, призывающий беречь природу родных мест. Экологическое сознание, подразумевающее способность подняться над личными интересами ради интересов общества, стремление к  сохранению природы, жизни на планете, соединение науки с гуманистическими ценностями.

— У бурят есть понятии «сээр» — канон запретов и рекомендаций. Духовно-экологический путь – прежде всего затрагивает сознание человека. Люди стали несознательными, живут одним днём, не думая о будущих поколениях. Что такое шаманизм? Это, прежде всего, культ предков, чью мудрость мы должны передать будущим поколениям. А сейчас люди не думают ни о предках, ни о потомках. Взять европейских лидеров – они в основном бездетные, потому и не заботятся о таких незыблемых вещах, как традиции, язык, — говорит Ульяна Раднаева.

Необходимость духовно-экологического просвещения вполне назрела. Сейчас в Бурятии распространена проблема уродливой деформации деревьев на святых местах. Из-за повязывания на них ритуальных полотен и лент из синтетической ткани. Такие повязки не гниют и поэтому мешают дереву нормально расти. В старину же для таких целей использовался ситец, который на дожде и ветру быстро истлевал, и не создавал вреда природе. Или взять участившиеся лесные пожары, варварскую вырубку бурятской тайги.

— И здесь дело совсем не в людях, которые пытаются прокормить свои семьи. А в промышленных масштабах вырубки. Я призываю: не вырубайте деревья у устьев рек и святых местах. Было грустно однажды увидеть, что недалеко от нашего родового места часть деревьев была вырублена. Призываю, не только вырубать, но и сажать их. Если каждый будет сажать деревья, то и реки не будут мелеть и вы сделаете большой «буян» — добродетель для вашего Рода. Саженцы всегда можно попросить у лесничества. Ежегодно на малой родине стараемся сажать саженцы сосны и радует, что большая часть их приживается. Предлагаю взять за традицию ежегодно высаживать лес на своей малой родине, ведь нет уже местностей, где не прошли бы пожары и не обмелили аршаны (естественные источники) — призывает Ульяна Раднаева.

Она отмечает, раньше лесные пожары не случались столь часто. И в природе всё взаимосвязано. Погодные и климатические изменения, буйство стихий — это начало кары за потребительское отношение. Шаманка предостерегает, что за небрежение природой высшие силы карают именно жителей местности.

— Местные духи наказывают своих, тех, кто издревле там живёт. У нас думают: «кто-то приехал природу нашу губит, что их непременно коснётся наказание свыше». К сожалению, духи местностей накажут живущих в этой местности за то, что допустили и не уберегли уничтожение вашей земли — предупреждает Ульяна Раднаева.

Она подчёркивает, что шаманизм – прежде всего особое отношение с природой. Учение шаманизма вобрало в себя анимизм, тотемизм и для шаманиста природа одухотворена. Она отмечает низкий уровень национально-традиционного самосознания людей. Тем не менее, вернуться к традициям бережного отношения к природе можно.

Духовно-экологический путь, как объясняет шаманка – это возвращение к истокам, к системе запретов и разрешений «сээр». Сээртэй – то, что будет иметь негативные последствия для рода в целом. Отношение человека к любому водоему, лесу, так и вообще к окружающей среде, отображает его общую культуру и воспитание. Хозяева местности часто живут на деревьях. И если человек даже случайно срубил это дерево, то избежать несчастного случая ему практически невозможно, порой беда может постичь и его родственников. За осквернение мест их обитания эжины (хозяева местности) могут наслать различные страдания и несчастья (болезни, убытки, смерть), поэтому без лишней нужды не следует обламывать даже ветки, срывать листочки. Есть несколько основных правил поведения на водоёмах. Во-первых, вести себя нужно тихо, по возможности не шуметь. Женщинам категорически запрещается купаться в критические дни, иначе духи воды разгневаются, и могут причинять вред потомкам нескольких поколений. Также, запрещается стирать белье, мыть посуду, какие-либо вещи, предметы, особенно, автомобили. Запрещено плевать в воду, испражняться, мыть тело, ругать воду. Нельзя бросать в воду мусор, оставлять его на берегу. Нельзя брать камни с берегов, иначе как для проведения обрядов, и с разрешения Уhан Хат (Лусууд) — Хозяина Воды.

По мнению Ульяны Раднаевой, всё это у людей в крови, ничего нового придумывать не надо. Единственное новшество, которое можно использовать, чтобы поднять сознание людей – пропаганда через общественные движения, через соц.сети, что активно и используется.

Ульяна Раднаева подчёркивает, шаманизм для неё – философия жизни. Ведь шаман — это, прежде всего, человек помогающий. Люди обращаются к ней с проблемами со здоровьем, отношениями в семье, желанием стать успешным или духовными поисками. Бывают проблемы психосоматического свойства. Будучи по образованию психологом, Ульяна Раднаева применяет методы и психологии, и народной медицины, и шаманизма. Часто приходится распутывать кармические клубки человека, семьи, Рода. Иногда приходят тяжело больные люди, тогда приходится решать их вопрос совместно со знакомыми врачами.

— Сейчас я на стадии служения людям, обществу и транслирую знания. Умею разделять, наверное, свои роли. И когда говорят, что я совсем не похожа на шамана, то радуюсь. Есть некоторые стереотипы и установки у людей касаемо шаманов в том числе. Благо, я светский человек и не люблю наводить излишнего ореола мистической загадочности, — рассказывает Ульяна Раднаева.

Людям она рекомендует уметь находить баланс между материальным, духовным и обязательствами перед окружающими.

— Когда человек думает только о деньгах и корысти это неправильно. Но также и неправильно, будучи главой семьи, имея обязательства, бросать все и уходить в странствия, запои, религиозные секты. Соблюдайте гармонию с природой, исследуйте себя, — советует шаманка.

Возвращаясь к вопросам духовно-экологического просвещения Ульяна обеспокоена, что экологические проблемы Бурятии стали предметом политических спекуляций. Различные люди создают природозащитные движения с пафосными названиями, но занимаются в основном провоцирование политических беспорядков.

Искренне отношение к мировому наследию, а не дешевый популизм спасёт Байкал. Экологические проблемы Байкала все мы видим, но не хотим осознать. Считаю, что этими проблемами должны заниматься учёные-экологи, реально знающие алгоритмы и методы решения этих проблем. В свою очередь административный ресурс в лице местной исполнительной власти должны осуществлять выполнение поставленных задач. — считает Ульяна Раднаева.

Можно добавить, духовно-экологическое учение в изложении Ульяны Раднаевой не одобряет практику вырубки берёз для шаманских обрядов. В бурятском шаманизме на молебнах ставят «священную рощу» — на месте ритуала ставят в определённом порядке срубленные молодые берёзы разной высоты. Считает, что вера предков должна идти в ногу со временем и что человек должен развиваться в 21 веке.

Ульяна Раднаева предостерегает о том, что потеря гармонии с природой влечёт болезнь общества. Она призывает отказаться от культа потребительства, и ограничиваться насущным, взращивать в себе чувство ответственности перед природой, не оставляя на ней мусора, следов пребывания, не пить алкоголь у природных водоёмов. И советует быть ближе к природе, ведь это восстанавливает силы, очищает сознание.
Человек един с природой и является ее неотъемлемой частью. В шаманизме храм – это и есть природа. Давайте беречь свой храм! – призывает Ульяна Раднаева.

Справка: Ульяна Раднаева родилась и выросла в Иволгинском районе р. Бурятия в с.Оронгой. Окончила физико-математическую школу в Новосибирском Академгородке (СУНЦ НГУ). Позже училась в г. Москва, где закончила Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Получила духовное образование в Международной академии образования, культуры и науки монголоязычных народов мира (Тhe World Аcademy of Education, Culture and Science of Mongolian Nation) в Монголии.

Является магистром психологии, автором серии книг «Зов предков сквозь столетия». Возглавляет Фонд возрождения традиций культуры Байкальского региона «Булаг». Шаманской деятельностью занимается с 2008 года.

Также Ульяна Раднаева занимается общественно — политической деятельностью. Возглавляла комиссию по образованию, культуре и экологии Молодежной палаты при Народном Хурале прошлого созыва. Возглавляла «Молодую Гвардию» в Иволгинском районе. Представляла Уполномоченного по правам человека в Иволгинском районе. А также принимала участие в предварительных выборах 2018 году в Народный Хурал Республики Бурятия по Иволгинскому району.

Для sm-news

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *