Первый в России шаманский храм. Что это значит?

Шаманисты Бурятии торжественно открыли в Улан-Удэ «Храм неба»

В России появился первый, и пока единственный шаманский храм. Его торжественное открытие состоялось 26 мая. Изменит ли это статус шаманизма как религиозной конфессии?

«Храм неба» («Тэнгэри Ордон») построен местной религиозной организацией шаманов «Тэнгэри», расположен на территории её шаманского комплекса по улице Барнаульская 164А. Возведение началось в 2013 году, велось на пожертвования меценатов и населения. Архитектура храма имитирует восьмиугольную юрту восьмиметровой высоты, и рассчитана одновременно вместить свыше 300 человек. Под потолком храма предполагается расположить статуи «тринадцати хатов» — божеств-покровителей Бурятии. В настоящее время готовы только три статуи. Перед храмом установлены две скульптуры всадников – мужчины и женщины, символизирующие мужское и женское начало. (Когда-то они украшали крышу Бурятского государственного академического театра оперы и балета). В подвальном этаже расположен конференц-зал и разные вспомогательные помещения. Строительство комплекса обошлось в 20 млн рублей, из них 17 млн – пожертвования, и 3 млн – помощь из бюджета республики.

Открытие храма началось в 11.00 торжественным молебном у ворот комплекса «Тэнгэри», потом участники и прихожане переместились в само здание. На открытие пришло множество верующих, были приглашены крупные политики, предприниматели-меценаты, деятели культуры, общественники. Как сообщили шаманы, ожидался и глава Бурятии Алексей Цыденов, но по какой-то причине не пришёл. На церемонию приехали шаманы из Иркутской области, Забайкальского края, Монголии, Внутренней Монголии. Был даже представитель шаманистов Германии. Можно добавить, за день до мероприятия провели ежегодный обряд «открытия небесных врат», означающий, что божества просыпаются от зимнего сна.

Теперь в храме будут проводиться массовые молебны, еженедельные ритуалы. Значительно удобнее будет проводить обряды в зимнее время года. Шаманы «Тэнгэри» подчёркивают: сейчас это единственный в России храм. В регионах с шаманистскими традициями есть священные места для молебнов, есть молельные дома, но специального комплекса храмовых построек нет. Какое же значение имеет появление этого храма?

— Построение храма имеет большую значимость для централизации, объединения. Но главное, чтобы народ понял правильность этих действий. Тогда и у самих шаманов легче пойдёт объединительный процесс, — говорит глава центра «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев.

Баир Цырендоржиев

Что думает простое население? В соцсетях люди выражали разное отношение. Кто-то воспринял с одобрением, как возрождение традиций. Достаточно многие восприняли скептично – как очередной храм, каких понастроено много. И как ещё один «опиум для народа». Кто-то опасается, что курс на централизацию шаманизма породит ещё один аппарат для сбора финансовых потоков.

Кто-то просто удивился, вспоминая, что в шаманизме не было традиции храмов.

— Природа это храм для шамана. А это уже элементы примитивного буддизма, – считает обозреватель Биликто Дугаров.

Однако сами шаманы центра «Тэнгэри» не считают храм заимствованием из мировых религиозных традиций.

— В Монголии раньше было девять больших шаманских храмов. Сейчас есть храм Чингисхана в городе Ордос Внутренней Монголии. Он существует уже 600 лет, поддерживается и расширяется хранителями. Считается, что шаманы якобы не нуждаются в специальных помещениях, камлая где-то на природе. Но на открытых местах проводили массовые молебны. Обряды же всегда проводились под крышей дома, у очага юрты. Храм построен в виде традиционной бурятской юрты, он является домом для богов, — говорит шаман Алексей Хамаев.

Один из «тринадцати хатов»

Он отмечает: современные реалии предполагают, что учение шаманизма должно иметь централизацию. Приходится отвечать на вызовы эпохи.

На открытии присутствовал представитель комитета Народного Хурала Бурятии по межнациональным отношениям Сергей Дорош.

— Как заместитель профильного комитета, от имени Народного Хурала поздравляю шаманов Бурятии с таким грандиозным событием. То, что единственный в России шаманский храм открылся в Улан-Удэ – я считаю, большой праздник для всех жителей Бурятии. В современном мире каждый вправе сам выбирать вероисповедание, на этой почве не должно быть конфликтов и негатива. Сам я православный, — прокомментировал Сергей Дорош.

Вадим Бредний и Сергей Дорош, между ними в заднем ряду — Матвей Баданов

Почётные гости открытия, как театральный режиссёр Саян Жамбалов и депутат Народного Хурала, предприниматель Матвей Баданов отметили значение храма для возрождения национальных традиций. При этом подчеркнув, что сами росли в атеистическом обществе. Крупный бизнесмен Вадим Бредний, спонсировавший строительство, пошутил, что небожители, которым молятся шаманы, помогут ему на проходивших в тот день праймериз. Отметим, Бурятия традиционно была регионом, где мирно сосуществовали представители самых разных конфессий.

Можно предположить, появление храма повысит статус шаманизма, который будет восприниматься как солидное религиозное течение. А не совокупность граждан и сообществ, практикующих древние ритуалы. Кроме того, представители центра «Тэнгэри» прямо говорят о намерениях придать шаманизму организованность и централизацию. Так что «Храм неба» — ещё один шаг в этом направлении.

Для sm-news

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *