В единый день голосования 8 сентября в Улан-Удэ состоялись выборы мэра и депутатов городского совета. По итогам голосований градоначальником стал бывший заместитель главы Бурятии Игорь Шутенков, из 30 мандатов Горсовета 24 досталось единороссам. Таким образом, Улан-Удэ, будучи крупнейшим в Бурятии центром финансовых потоков, остался под контролем «Единой России».
За Игоря Шутенкова проголосовало 52,52% явившихся избирателей. Главный его соперник, лидер бурятского отделения КПРФ Вячеслав Мархаев набрал лишь 36,58% голосов. Хотя ввиду усилившихся протестных настроений его победы серьёзно опасались.
Отметим, Игорь Шутенков, будучи членом ЕР, на выборы шёл как самовыдвиженец. Это связывали с ухудшением имиджа ЕР после непопулярных реформ 2018 года и коррупционных скандалов. Кандидаты в Горсовет от ЕР также старались свою партийную принадлежность не афишировать.
Тем не менее, из 30 городских округов коммунисты победили только на двух: №11 и №23. Во многом, причина этого – БРО КПРФ на выборы в Горсовет выдвинуло лиц малоизвестных – в основном, новичков, либо давних «политических неудачников». Ещё четыре мандата досталось представителям ЛДПР, «Справедливой России» и самовыдвиженцам. Но, по сути – тоже «партии власти», поскольку эти лица или состоят в ЕР, или тесно с ней связаны. На муниципальных выборах в Улан-Удэ оппозиция потерпела сокрушительное поражение.
Что касается поражения Вячеслава Мархаева, оно во многом проистекало из несколько запоздалого начала ведения им агитационной кампании. Кроме того, в ходе предвыборных баталий всплыли сведения о причастности его родственников к подпольному игровому бизнесу. Но главным фактором была всё же некоторая пассивность бурятских коммунистов.
— Поражение Вячеслава Мархаева предопределил ранний старт избирательной кампании Игоря Шутенкова при позднем старте кампании самого Мархаева. Также сыграла роль пассивность протестного электората Улан-Удэ, — считает заведующий кафедрой политологии БГУ Алексей Комбаев.
Сходного мнения придерживаются и другие политические обозреватели.
— Ещё в мае у Вячеслава Мархаева шансы были высокие. Игоря Шутенкова горожане на тот момент плохо знали, в памяти была свежа пенсионная реформа и прочее. Но Вячеслав Мархаев занял странную выжидательную позицию, хотя как раз надо было «ковать железо, пока горячо». Тем временем Игорь Шутенков активно погрузился в решение наболевших городских проблем, его работу по ремонту дорог видел весь город. В итоге уже в июле количество его сторонников резко возросло, — говорит политжурналист Василий Тараруев.
Член Ассоциации политических юристов России Николай Васюткин считает, что жители Улан-Удэ не захотели ненужных потрясений и не восприняли Вячеслава Мархаева как лидера.
— На мой взгляд, в проигрыше было несколько факторов. Вполне возможно не пришёл до участка избиратель с оппозиционным настроем. Причин несколько — разочарование выборами при условиях применения чёрных технологий. А также в отсутствии реального кандидата от оппозиции. Все же наши избиратели не увидели в Вячеславе Мархаев того кандидата, который мог бы объединить все силы и население. Но и считаю, что у населения был запрос на стабильность и развитие города без конфликтов, — прокомментировал Николай Васюткин.
Как отразятся эти выборы на «политической карте» Бурятии? Если раньше Улан-Удэ имел относительную автономию от региональных властей, то с победой Игоря Шутенкова администрация города по сути превращается в очередное министерство правительства республики. Хорошо это или плохо? С одной стороны, более слаженная работа властей регионального и муниципального уровня. С другой стороны, некое соперничество между властными структурами иногда тоже бывает полезно и уменьшает возможность не очень рациональных решений. Алексей Комбаев полагает, что эти выборы жизнь города на самом деле никак не изменят. Как окажется на практике – покажет время.
— В условиях, когда Бурятия вошла в Дальневосточный округ перед нами открылись перспективы. И здесь нужен будет мэр города, который сможет выстроить отношения с федеральной и республиканской властью. И подходящая кандидатура — это Игорь Шутенков, — считает Николай Васюткин.
Можно упомянуть, помимо Игоря Шутенкова и Вячеслава Мархаева в выборах мэра участвовали популярный телеведущий Батодалай Багдаев, представлявший партию-спойлер КПСС, заместитель мэра Улан-Удэ Алексей Хандрахаев, шедший от «Гражданской платформы», предприниматель Геннадий Бадмаев от «Справедливой России» и функционер ЛДПР Николай Чимитов. Ни один из них не набрал даже 3% голосов, все они рассматривались или как «техники», или как протокольные фигуры. Разве что относительно Алексея Хандархаева предполагали, что он затеял некую закулисную интригу.
А что можно сказать относительно обновлённого улан-удэнского Горсовета?
— Очень много новых лиц. Им ещё предстоит много работы, много чего узнать. И в этой ситуации намечается следующая конфигурация: сильный мэр и слабый горсовет, — считает Николай Васюткин.
Следующие крупные выборы в Бурятии теперь состоятся только в 2021 году. Так что года на два республика сможет отдохнуть от медийных войн, которыми сопровождаются любые сколь-нибудь крупные политические процессы.