Минувшая неделя в Бурятии ознаменовалась новым скандалом. Депутат Народного Хурала Оксана Бухольцева вышла на одиночный пикет, протестуя против произвола администрации Северобайкальска. Кроме того, депутат выступила против использования педагогов на выборах в качестве бесплатных агитаторов.
Оксана Бухольцева много лет трудится директором школы №11 в Северобайкальске. С её слов, с новым мэром города Олегом Котовым у неё вышли политические разногласия, и местное управление образования не продлило с ней контракт. Оксана Бухольцева вышла на пикет на крыльцо Народного Хурала с лозунгом «Директор не для галочки». Депутат заявила, что система назначения и директоров школ нуждается в ревизии и изменении, поскольку даёт возможность для разных злоупотреблений. Лозунг на втором плакате требовал отставки начальника управления образования Северобайкальска Галины Платоновой. Кроме того, Оксана Бухольцева выразила возмущение, что персонал школ на каждых выборах используют для агитации избирателей.
— Родителям от классных руководителей приходят смс «пожалуйста, придите на выборы». А тем говорит директор школы: «Родители ваших учеников обязаны прийти на выборы». Они потом отчитываются. Спрашиваю родителей, зачем они это делают, те: «Влетит классному руководителю». Спрашиваю учителей, они: «Влетит директору», — рассказала Оксана Бухольцева.
По резкому выражению депутата, ей «надоело, что директорами школ пользуются как продажными женщинами». Что касается конфликтов с мэрией города, они начались ещё в 2013 году, обострились в 2016 году – во время выборов в Народный Хурал и в Государственную думу. Муниципальные власти не устраивало, что Оксана Бухольцева участвует в них, создавая конкуренцию кандидатам-единороссам. Сама Оксана Бухольцева – член «Справедливой России». Но в этом созыве Народного Хурала из фракции вышла из-за несогласия с руководством партии и примкнула к так называемой «фракции народных депутатов», образованной беспартийными и «несогласниками».
Другой член фракции «народных депутатов» Намсарай Намсараев и глава фракции ЛДПР Сергей Дорош выразили поддержку Оксане Бухольцевой. Они даже пришли на её одиночный пикет оказать моральную поддержку.
— Безусловно, я поддерживаю Оксану Васильевну. Потому что сколько можно нашей власти использовать директоров школ, чтобы добиваться каких-то своих целей, зачастую, корыстных, таких как победа на выборах, — заявил Сергей Дорош.
Выразил поддержку и член фракции КПРФ Леонтий Красовский, один из лидеров сентябрьских протестов оппозиции.
— Лидии понимают, что сегодня нужно бороться, в правовой, законной плоскости. Поэтом Оксана Васильевна сделала это, выйдя на пикет. Показательно, что сейчас начинают бороться не только простые люди, но и целые депутаты Хурала выходят на акции протеста, — заявил Леонтий Красовский.
На пикете Оксана Бухольцева также раскритиковала действия республиканских властей во время недавних стихийных митингов, за то, что не пожелали сразу урегулировать конфликт, выйдя к народу. Следует отметить, пикет Оксаны Бухольцевой наложился на серию протестных акций БРО КПРФ, не прекращающихся в Бурятии сразу после выборов мэра.
Напомним, во главе стихийных протестных акций фактически встали депутаты Народного Хурала фракции КПРФ Баир Цыренов и Леонтий Красовский. После того как стихийные акции протеста пресекли силовым разгоном, они 15 сентября провели уже санкционированный митинг. Требования протестующих простирались от освобождения лиц, задержанных за несанкционированный митинг, до импичмента всем представителям бурятской «Единой России» в органах законодательной власти. Новый аналогичный митинг состоялся 29 сентября, в этот раз требования были скромнее.
— Мы требует прекратить преследования и выпустить наших товарищей, привлечь к ответственности тех, кто отдавал неправомерные приказы, отменить постановление правительства, запрещающее митинги в центре города, и провести расследование по всем фактам нарушений, которые происходили во время выборов, — прокомментировал Леонтий Красовский.
Второй митинг собрал значительно меньше посетителей, чем первый. Многие люди в Бурятии деятельность митингующих оценивают достаточно скептично.
«Глядя на всё происходящее, подумалось, а вдруг явление Баирова площади Советов и последующие задержания явились лишь удачным поводом для «младокоммунистов», решивших под сурдинку решить свои внутрипартийные проблемы и сместить многолетнего лидера? (речь явно о главе БРО КПРФ Вячеславе Мархаеве) Может ли оказаться, что весь этот шум вокруг таксиста со товарищи – лишь аккомпанемент для демонстрации и местной организации, и влиятельным соседям-однопартийцам, и собственному ЦК, что Акела стар, а они (или он) готовы?», — пишет в соцсетях Александр Васильев.
В любом случае, в Бурятии последнее время депутаты Народного Хурала слишком часто стали выходить на акции протеста. Конечно, они преследуют свои прагматичные политические цели. Но многие проблемы, о которых говорят протестующие, объективно имеют место. Хотя о них зачастую не принято говорить, как например, о привлечении педагогов к выборам. Неблагополучная экономическая ситуация в Бурятии тоже ни для кого не секрет: промышленные предприятия едва выживают, многие люди вынуждены ехать на вахту в Якутию, а то и вовсе в Южную Корею, где можно заработать очень большие по меркам Бурятии деньги. На это накладывается недовольство недавней пенсионной реформой, известия о коррупционных скандалах, «отсев» многих оппозиционных претендентов перед недавними выборами. Образуется значительное количество недовольных, которые, как показала практика, охотно выйдут на любую акцию протеста. Особенно, если её инициирует кто-то из людей известных, имеющий вес в обществе и высокий статус. Например, кто-то из депутатов Народного Хурала. И не случайно на прошедших городских выборах многие единороссы предпочли идти самовыдвиженцами.
Складывается впечатление, что власти республики долгое время недооценивали подспудные протестные настроения. Но теперь этот фактор придётся поневоле учитывать. И что-то предпринимать, чтобы повысить в Бурятии качество жизни населения, и тем самым снизить напряжение. Пусть даже сторонники протестов в действительности составляют не очень большую часть от населения республики. История учит, что политику делает сплочённое решительное меньшинство, а не аморфное пассивное большинство. Недовольных людей легко возглавит любая организованная политическая сила. Руководству республики нужно активнее решать социально-экономические проблемы региона (благо, ожидается финансирование по «дальневосточным» программам), и нужно научиться оперативно «разруливать» протесты, чтоб они не перерастали в громкие скандалы. В первую очередь применяя не силу, а дипломатию.