«Тунгусо-манчужурский империализм» Багдаева

Мне посчастливилось во второй раз побывать на Празднике снега в Китае. Это масштабное культурно-фольклорное мероприятие проводится в конце декабря в Хулун-Буире во Внутренней Монголии КНР. За три прошедших года после первой моей поездки праздник получил ещё больший размах. Фактически им открывается новый зимний туристический сезон в этом северном регионе страны, гостей которого ждет большое количество культурно-спортивных мероприятий, длящизся всю зиму, вплоть до 1 марта.

Праздник является визитной карточкой Хулун-Буира, ярко выделяя его среди других китайских регионов. Посмотреть на него приезжают туристы со всего Китая и многих уголков мира. По самым скромным подсчётам, количество туристических прибытия в этот период составляет более 15 миллионов человек. Праздник отмечен многими наградами, в том числе, журналом «Nashional geografic».

Но что же выделяет его в череде других культурно-массовых мероприятий? Прежде всего мощная местная специфика, красота фольклора народов, населяющих регион. Если летний праздник «Наадом» — это большое государственное торжество, проходящий по всей Внутренней Монголии, то Праздник снега — праздник местный, свой, но именно поэтому любимый. Он вобрал в себя и расцветил традиции и культуру многочисоенных автохтонных народов: баргутов, бурятов, эвенков, орочонов, дауров, маньчжуров и других. По сути, праздник призван продемонстрировать мудрую национальную политику компартии Китая, благодаря которой расцветает самобытная культура национальных меньшинств республики, растет их благосостояние и достаток.

Забота государства о малых народах, которым разрешено было иметь более одного ребенка в семье, дало свои положительные результаты. К примеру, в Хулун-Буире численность эвенков увеличилась и насчитывает более 25 тысяч человек, орочонов — 3 тысячи. В округе живут также более 5 тысяч русских, потомков белоэмигрантов, бежавших из России вместе с генералом Семёновым. Их уникальная культура и быт — ещё одна жемчужина Хулун-Буира. Надо отметить, что Китайская народная республика имеет сложную административно-государственную структуру, учитывающую право народов на самоопределение. Это право реализовано в виде национальных автономных образований разных уровней: от райнов и хошунов, до волостей и сомонов. К примеру, что такое Хулун-Буир? Это в прошлом один из аймаков Автономного района Внутренняя Монголия. Правда размерами почти с Бурятию, и с 2,5 миллионным населением. В связи с мощным экономическим рывком, осуществленным в этом регионе, решением Госсовета КНР Хулун-Буир получил новый правовой статус «Городского округа». Это позволяет вести руководством округа более самостоятельную политику. Например, в 2015 году Хулун-Буир подписал соглашение о побратимских отношениях со столицей Бурятии. В Улан-Удэ в одно время работал даже его представитель.

Учитывая сложный этнический состав здесь на месте проводится очень гибкая внутренняя политика. Хулун-Буир административно включает в себя несколько национальных автономий: Эвенкийский, Орочонский и Морин-Дава-Даурский автономные хошуны. Это почти как в Бурятии с ее Баунтовским эвенкийский и Окинским сойотским районами. В Эвенкийском автономном хошуне проживают наши шэнэхэские буряты: в сомонах Баруун и Зуун Шэнэхэн. Правда, численность бурят небольшая, на сегодня — 6 тысяч человек плюс 2 тысячи хамниган. Многие разъехались по городам Китая и России. Однако в Китае буряты официально не признаются отдельной национальностью. Вместе с десятками других монгольских народов они обьеденены в единую этническую группу «монголов» с единым литературным языком на основе старомонгольской письменности и шилин-гольского диалекта.

Что хотелось бы рассказать ещё, возвращаясь к вопросу об эвенках? Большое впечатление на меня произвел город Нантун, это китайское название поселка Баян-Толой, райцентра Эвенкийского хошуна. Фактически Нантун сросся с городом Хайларом, и даже внешне не уступает окружной столице. Кругом строятся красивые высотки, широкие магистрали, просторные школы, больницы и музеи. Архитектура отличается монгольско-эвенкийским национальным колоритом.

Порадовал меня муниципальный музей, сопоставимый с нашим Национальным музеем в Улан-Удэ. Он открыт для бесплатного посещения, а его экспозиция богата историческими артефактами аж с древнейших времён. Одно из центральных мест в музее занимает огромная картина. Полотно изображает батальную сцену: изгнание из этих краев многонациональным ополчением разгромленного отряда русских казаков, лица которых полны горести и обиды от поражения. Округ Хулун-Буир расположен в исторической области Барга, название которому дало монгольское племя баргутов, выходцев с берегов Байкала, легендарной прародины Баргуджин-токум. Эти суровые, но благодатные земли, пронизанные леденящим степными ветрами, всегда были объектом хищнических устремлений великих держав. После распада Цинской империи в результате Синьхайской революции свои лапы тут наложила милитаристская Япония, создавшая на севере Китая государство Маньжоу-го

В 1932 году именно в этом марионеточном государстве и было создана первая эвенкийская автономия — хошун Сулунь-ци, что в переводе означачает «Знамя солонов». Сменившие японцев коммунисты автономию отменять не стали, но переименовали ее в 1958 году в Эвенкийский автономный хошун, самоназвание «Эвенки Аймани Мвенкен Исихер Госа». Эвенки Китая имеют не только свое административно-гоосударственное образование, но и полноценный литературный язык на основе старомонгольской графики. Это и не удивительно, тунгусо-маньжурская общность всегда имела тесные связи с монголами. Племенной симбиоз этих народов позволил нашим предкам в свое время дважды завоевать великий Китай.

Поэтому Хулун-Буир — это не просто какая-то китайская провинция, а часть нашей общей великой Центрально-Азиатской родины, а Праздник снега в Хайларе — это песня нашего исторического единства!

Батодалай Багдаев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *