Кедр Бурятии под угрозой: вырубка дерева теперь запрещена

Сибирский кедр, точнее, сибирская кедровая сосна – дерево, ценное своими семенами, использующимися как пищевой продукт и в фармакологии. Поэтому для заготовки древесины кедр стараются не использовать, в отличие от обычной сосны. Тем не менее, рост лесозаготовок в сибирских регионах создаёт угрозу для популяции кедра.

В начале года в Бурятии прогремел скандал о незаконной рубке кедрачей в Бичурском районе. Лесничим местности Поддувалистая была обнаружена крупная вырубка кедра на деляне, отведённой улан-удэнской лесозаготовительной компании ООО «Дельфин». Это вызвало возмущение жителей района, которые кедр не рубят принципиально – ведь многие люди живут сбором кедрового ореха.

Протокол о нарушении был направлен в районное отделение МВД, но там возбужденное дело вскоре закрыли. Тогда возмущённая общественность обратилась в СМИ, в Общественную палату Бурятии. И уголовное дело было возобновлено.

— Нас с детства учили, что кедр нельзя трогать, даже следим, чтоб молодую поросль не затаптывали. Вырублена тысяча кубов – и дело закрыли. Хотя у нас, когда поймают простого человека, везущего пару чурок на старом «москвиче», сразу дело возбуждают, арестовывают транспорт и бензопилу, в «Бичурском хлеборобе» победно пишут о поимке нарушителя. А тут пришлось до президента дойти, чтоб стали разбираться, — возмущается местный гражданский активист Александр Фурманов.

В том, что случилось, общественник не исключает коррупционной составляющей.

Отметим, лесное законодательство допускает вырубку кедра в объёме не выше 30% с деляны. Превышена ли эта норма на делянах ООО «Дельфин» — установит следствие. Хотя лесничие Бичурского района оценивают вырубку кедра не меньше 800 кубов.

По словам депутата Народного Хурала от Бичурского района Олега Федорова, ситуация грозила народными волнениями. Во избежание повторения подобных инцидентов он предложил создать рабочую группу в комитете Хурала по экономической политике, либо комиссию при правительстве.

В пресс-службе республиканского агентства лесного хозяйства прокомментировали, что вырубка кедра в Бурятии не приветствуется, а уголовное дело ООО «Дельфин» находится у них на контроле. При этом в пресс-службе затруднились назвать статистические данные по объёмам вырубки и восстановлению популяции кедра в регионе.

Глава Бурятии Алексей Цыденов на сессии Хурала заявил о недопустимости вырубки кедра.

— У нас решение уже есть: кедр рубить в промышленных объемах нельзя. Если среди тысячи кубов один кедр попадет – то надо смотреть. Но в промышленных объемах – нельзя, — подчеркнул глава республики.

Член Общественной палаты Бурятии, известный эксперт-эколог Евгений Кислов предлагает придать кедровым лесам статус особо охраняемых природных территорий.

— Для предотвращения таких случаев надо ускорить проведение лесоустроительных работ. На территории Бурятии они проведены в 80-х годах Витебской экспедицией из Белоруссии. Необходим особый статус орехоплодных лесов. Что-то типа ООПТ с правом заготовки нелесной продукции, — говорит Евгений Кислов.

Можно напомнить, в 2017 году обеспокоенность экологов вызвали поправки в правила лесозаготовки, расширившие квоты на рубку кедра. Новые правила, вступившие в силу 10 января 2017 года, разрешали коммерческие вырубки, если в лесу кедр составляет 44%, при прежней норме в 25%. Гринпис России и Бурятское региональное объединение «По Байкалу» предрекали двойное увеличение вырубок лесов Сибири и Дальнего Востока.

Представители БРО «По Байкалу» отмечали, согласно их исследованиям, впадающие в Байкал реки и ручьи формируются именно в таёжных массивах, где как раз произрастает кедр. И вырубки там породят снижение притока воды в Байкал, понижение его уровня. Гринпис России готовил петицию о возвращении к прежним нормам.

Следует отметить, древесина кедра востребована в Китае, как материал для различной сувенирной продукции и канцтоваров.

«Деревья, которые постоянно дают урожаи ценных орехов, будут расщеплены на китайские канцтовары», – предрекал российский Гринпис.

Однако скандальным поправкам пообещали дать «задний ход». В настоящее время, по сообщению пресс-службы РАЛХ Бурятии, на рубку кедра наложены очень сильные ограничения.

«В соответствии с правилами заготовки древесины, рубка более трёх единиц кедра запрещена.  В 2019 году вступили в силу изменения закона №538-ФЗ, в соответствии со статьей 115 лесного кодекса, в орехопромысловых зонах запрещена заготовка древесины», — прокомментировали в пресс-службе РАЛХ.

Можно добавить, в 2016 году Рослесхоз и службы лесного хозяйства трёх сибирских регионов — Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края – приняли трёхлетнюю программу восстановления лесов Байкала. Сроки программы рассчитывались до 2018 года. Согласно ей, планировалось провести искусственное лесовосстановление на территории около 17,7 тысяч гектаров, на площади ещё 40,7 тысячах гектаров планировалась поддержка естественного восстановления леса. Планировалось следующее соотношение посадочных пород: 84% — сосна обыкновенная, 5% — кедр сибирский, и 1% — ель европейская и лиственница сибирская.

Кроме того, в 2018 году, в Закаменском районе Бурятии школьное лесничество «Сибирский кедр» при поддержке местного лесхоза начал посадки и проращивание сеянцев кедра. В 2019 году о намерении создать питомник по выращиванию саженцев и волонтёрской движение по высадке лесов заявил известный путешественник Роман Шалтагачев. В заключение ещё раз подчеркнём особое хозяйственное значение сибирского кедра для населения Бурятии. Для жителей сельских районов, где развалено хозяйство и трудно с работой, заготовка кедровых орехов нередко является единственным источником заработка, и чтобы его срубить, нужно сто раз подумать.

Для sm-news

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *