Не будет преувеличением – пандемия коронавируса открыла эпоху новой политической реальности. Стало актуальным то, что у политологов именуется термином «биополитика». Это коснётся всех стран и регионов, затронутых коронавирусом: когда необходимость просто физического выживания будет в приоритете над обыденными порядками и правилами.
Это мы уже видим наглядно. В республике введены карантинные меры, хотя формально пока не имеющие такого статуса, сельские районы ограничили въезд (хотя эти действия часто напоминают топорные пиар-акции). Нарушителям грозят серьёзные штрафы.
— У нас введена самоизоляция, режим карантина не вводили. При введении карантина жесткие ограничения и более высокая ответственность. Если у нас ситуация будет хуже развиваться, мы введём карантин. Но при карантине, кто из дома вышел, получает уголовную ответственность сразу. Пока у нас самоизоляция и административные штрафы для нарушителей. Карантин – это более жёсткий режим. Но мы будем надеяться, что люди ответственны сами по себе, и таких мер не придётся вводить, — заявил глава республики Алексей Цыденов, давая разъяснения общественности.
Все эти ограничения, связанные с угрозой риска для жизни граждан, стали фактором политических дискуссий. Можно сказать, коронавирус сделал в мире как никогда актуальной сферу т.н. «биополитики», внедрённой в научный обиход теоретиком Мишелем Фуко. Впрочем, более интересно будет выслушать мнение экспертов.
— Карантин это – комплекс мер, которые политологи относят к биополитике – управление человеческой жизнью и смертью. Сюда относится та же вакцинация. Собственно, сама биополитика связана с насилием, но это насилие во благо. Тем не менее, насилие вызывает отторжение людей, протест. Уже появились люди, называющие себя «коронаскептиками», отказывающиеся признавать меры карантина. В том числе и из политических побуждений, — комментирует известный эксперт-политолог Алексей Михалёв.
Вызванные эпидемией ограничения закономерно породили недовольство некоторый части граждан. Начиная от мелких предпринимателей из сферы торговли и услуг, которые терпят убытки, и кончая обывателями, которым теперь сложно съездить на дачу. Этими настроениями закономерно пользуется оппозиция и популисты всех мастей. Лидеры бурятского КПРФ сделали ряд громких критических заявлений. Противники мер самоизоляции взывают к спорности введённых ограничений с правовой точки зрения. Но надо принимать во внимание нестандартность происходящей ситуации.
— Оценивать происходящее с позиций ординарного права является грубейшей ошибкой. Ситуация чрезвычайная, неординарная. В подобных условиях в Древнем Риме начинали действовать экстраординарные магистратуры с чрезвычайными полномочиями. Учитывая глобальный характер угрозы, с которой столкнулось человечество, требуются, соответственно, и чрезвычайные меры глобального характера. Сейчас идёт законодательная проработка таких механизмов, так как не исключено, что подобные кризисы могут возникать и в дальнейшем. Основная задача – добиться того, чтобы эпидемия не заставала врасплох, для чего нужны соответствующие “особые” правовые режимы, – считает Алексей Михалёв.
По мнению завкафедрой политологии БГУ Алексея Комбаева, власти республики ориентируются на практики, которые реализуются в Москве.
— И на данный момент это оправдано. Но, на мой взгляд, дальнейшие события слабо поддаются прогнозу. Всё будет зависеть от политической воли В.Путина и от того, как будет развиваться ситуация в мире, — считает Алексей Комбаев.
Какие же изменения могут произойти в обществе после пандемии? Ректор БГСХА, кандидат экономических наук Галсан Дареев предрекает усиление мониторинга за гражданами, разорение части мелких и средних экономических субъектов с переходом их собственности к новым игрокам.
— В Бурятии будет развиваться интеллектуальный труд, в т.ч. программирование, обработка информации, конструкторские расчеты, удаленная бухгалтерия и пр. У местного населения есть предпосылки в виде «больших голов» и вполне достаточного уровня образования. В перечисленных отраслях женщины будут работать наравне с мужчинами. В долгосрочной перспективе в мире наметится обособление работников интеллектуального труда от общества, появление новых закрытых социальных групп, либо подобия каст. В конечном итоге разделение общества на два новых больших класса: людей умственного труда и людей труда физического, креативщиков и исполнителей, — считает Галсан Дареев.
Если ситуация с вирусной угрозой затянется, это, по его прогнозам, может привести к отмиранию части профессий, например, связанных с досугом, индустрией красоты. Население начнёт стремиться перебраться из городов в сельскую местность, в дачные посёлки, где ниже шансы заражения и можно кормиться с огорода. Также, люди станут меньше покупать предметы роскоши, больше расходовать деньги на здоровье. Возрастет накопление населения «на черный день», причём люди будут стремиться конвертировать деньги в драгметаллы. Также, в долгосрочной перспективе вероятны демографические проблемы.
— Удаленная работа, обособление и закрытые социальные группы спровоцируют падение рождаемости в среде интеллектуалов. Люди интеллектуального труда просто будут меньше встречаться и контактировать друг с другом. Будет расти количество одиночек. В среде рабочей молодежи также будет снижение рождаемости. Они будут более прагматичными, будут жить для себя и будут просто боятся рожать детей, — считает Галсан Дареев.
Подчеркнём, здесь предполагается худший сценарий, если угроза коронавируса не исчезнет. Но, предположительно, эпидемия всё равно пойдёт на спад, и способы излечения также будут найдены. После чего коронавирус станет лишь одной из эпидемических угроз, с которыми человечество сосуществует многие десятилетия и века.
Пока же можно сказать, что коронавирус уже изменил общество, показав, что угроза смертельной пандемии существует не только в фильмах-катастрофах, что власти будут вынуждены и смогут пойти на экстраординарные меры, борясь с этой опасностью. Попутно особо высветив значение современных средств коммуникации и возможность осуществлять совместную деятельность без непосредственного контакта. И показав архаичность многих привычных средств взаимодействия. Наверное, можно ещё порадоваться, что коронавирус не столь смертоносен, как многие иные инфекции, но противодействие ему стало обществу хорошей тренировкой на подобный случай. Если когда-нибудь случится вспышка более опасного вируса, методики уже будут отработаны.
Завершу же статью цитатой главврача республиканской инфекционной больницы Татьяна Сымбеловой:
«Уважаемые жители города Улан-Удэ, республики Бурятия, прошу отнестись с пониманием к тому, что мы не только активно выявляем, но и изолируем. Мы призываем к тому, чтобы находились дома, потому что это поможет быстрее стихнуть эпидемическому процессу. Станет просто меньше заболевших людей. И социальная ответственность каждого из вас поможет и медработникам избежать долгой тяжелой нагрузки. Все зависит от того, насколько строго будут выполняться все эти мероприятия. И это не должно быть с полицейскими, со штрафами – люди должны сами понимать всю серьезность».