Ликбез по «Вархаммеру-40000»

Друзья в соцсетях частенько видят на моей стене фотки игровых миниатюр, видеоролики, прочие отсылки к этой технофэнтэзи-вселенной. Решил написать своего рода пояснение-справку, дабы люди поняли, что такое «Warhammer-40000» и с чем его едят.

Мои миниатюры астартес времён ВКП/ЕХ

Можно воскликнуть: «Вархаммер-40000 — ты мир»! Гротескное царство войны и беспощадности, в антураже мрачной готики. Синтез космического хайтека и варварского средневековья. Бесконечная Сталинградская битва галактического масштаба, где насмерть сходятся биомодифицированные сверхлюди, полубоги, демоны, живые святые, где многомиллионные армии человечества бьются в кровавой мясорубке с ордами чужеродных рас и ренегатов Хаоса. История великих сражений, чудовищных трагедий, героизма и предательства.

Собственно, начав писать это эссе, я столкнулся с тем, что попытка дать краткую справку по «Вахе» рискует породить как бы не целый талмуд «Вселенная Вархаммера-400000 для чайников». Всё же, постараюсь быть максимально кратким.

Но начну по порядку. «Warhammer-40000» был создан в 1987 году британской компанией Games Workshop как настольная военная игра. Сюжет представлял переработку более ранней игры «Warhammer» из классического фэнтэзи с эльфами и магами в в духе «космической оперы». Игровые фракции превратились в звёздные расы, состязающиеся уже на пространствах целой галактики. Авторы во многом вдохновлялись «Дюной» Фрэнка Герберта и «Звёздным десантом» Роберта Хайнлайна, активно заимствовались элементы и других фантастических вселенных. Вообще, «сороковник» — талантливая компиляция сюжетов из научной фантастики, фэнтэзи, мировой истории, Библии и античной мифологии. За годы существования игры «бэк» неоднократно редактировался, пока не пришёл к нынешнему виду. Но и сейчас новые редакции игровых кодексов часто изменяют устоявшиеся описания. В рекламных целях Games Workshop привлекла писателей-фантастов, сочинявших по мотивам игры фантастические произведения. Книги обрели обширную аудиторию, пошли тематические порталы, фанфики, компьютерные игры, попытки экранизации. В результате, сюжет для настольной игры эволюционировал в грандиозную фантастическую вселенную, имеющую огромное множество фанатов по всему миру.

Сам я к «Вархаммеру» пришёл именно через книги.Когда лет двенадцать назад прочёл цикл Уильям Кинга «Космический волк». Позже увлёкся чтением сетевых энциклопедий по «Вархаммеру», потом познакомился с местным клубом военных настольных игр «Blacl Dice». Стал приобретать, склеивать и окрашивать игровые миниатюры, осваивая навыки моделизма. Но в основном, конечно, привлекал именно фантастический мир. За эти годы перечитал уйму всевозможных новеллизаций «сорокатысячника».

Теперь о самой вселенной «вахи». Действие разворачивается в далёком будущем 41-го тысячелетия. Человечество заселило большую часть галактики, и объединено в сверхгосударство Империум. Оно представляет собой тоталитарную теократию с культом Бога-Императора, загадочного сверхчеловеческого существа, основавшего Империум в 30-м тысячелетии. Номинально он – верховный владыка человечества, но уже многие тысячелетия находится в полуживом состоянии, поддерживаемый лишь системой жизнеобеспечения Золотого трона. И от его имени правит совет верховных лордов Терры (Земли) посредством гигантского бюрократического аппарата Администратум.

Имперский инквизитор

Порядки Империума представляют собой чудовищную деспотию. Жизнь индивида, и порой даже миллионов не значат ничего перед интересами государства. Насаждается самый дремучий религиозный фанатизм. Легчайшее подозрение в инакомыслии влечёт жестокую расправу. Законодательной и судебной власти в нашем понимании нет, только неограниченная тирания власти исполнительной. Подавляющее большинство подданных Империума, а это десятки миллиардов человек, влачит нищенское существование в адской тесноте городов-ульев, короткая жизнь проходит в каторжном труде и обрядах поклонению Императору. Небольшая прослойка планетарных элит и высокие чины, напротив, купаются в роскоши. А ещё в Империуме узаконено рабство.

Город-улей в разрезе

Империум включает сотни тысяч планет, политическое устройство которых может быть очень разным, при условии, что соблюдаются основные догматы Культа Императора, но главное – исправно платится «имперская десятина»: ресурсами, либо солдатами для Имперской гвардии. Но чаще всего на имперских планетах устройство феодально-сословного типа. Бывают и совсем дикие миры первобытного уровня. Монополия на межзвёздную торговлю принадлежит сословию Вольных торговцев. Правопорядок на развитых мирах обеспечивают органы Адептус Арбитрес – в одном лице полиция, суд и палачи, функции спецслужб исполняет Инквизиция – тайная организация религиозно-орденского типа, оперативники которой имеют колоссальные полномочия. Вплоть до казни провинившихся планетарных губернаторов или решения об уничтожении целых планет (т.н. «экстерминатус»). И над всем этим стоит всевластный Администратум и Эклезиархия – церковь Бога-Императора.

Технологически Империум переживает стагнацию и медленный упадок. Промышленное производство и научно-конструкторская деятельность находится в монопольном ведении организации Адептус Механикус – религиозного культа, поклоняющегося технологиям как святыням. Вносить улучшения в священные древние конструкции или заимствовать разработки иных цивилизация считается святотатством. Из-за этого технический прогресс в Империуме не развивается. Более того, технологии постепенно утрачиваются или деградируют. Многие приборы и механизмы даже 30-го тысячелетия считаются уникальными реликвиями, либо на порядок превосходят свои аналоги 40-го тысячелетия. Адептус Механикус же вместо новых изобретений предпочитают искать чертежи так называемой Тёмной Эры технологий.

И конечно, Империум бесконечно воюет. Миллионные полки Имперской гвардии и ордена генетически улучшенных космодесантников-Астартес ежедневно отражают атаки чужеродных форм жизни, ренегатов сил Хаоса (кто такие, разъясню ниже), а также подавляют сепаратистские мятежи на человеческих планетах. Собственно, вся история существования Империума – война. Сначала для объединения человечества, потом – просто для его выживания. На это уходят все ресурсы галактической державы, и тем не менее, Империум очень медленно, но верно сдаёт позиции.

Атака гигантских шагоходов-титанов

Один из столпов идеологии Империума – воинствующая ксенофобия. Инопланетные разумные расы, обозначаемые термином «ксеносы», безоговорочно рассматриваются как враги и подлежат истреблению. Дипломатические отношения не поддерживаются (хотя могут вестись переговоры и заключаться тактические союзы), любой несанкционированный контакт считается тяжким преступлением. Лишь Вольные торговцы имеют молчаливое разрешение – в целях разведки. Хотя в отдельных случаев допускается сосуществования с людьми т.н. «санкционированных ксеносов».

С этим соседствует и другой «столп» — требование генетической чистоты. Отклонения от стандарта считаются недопустимым. Мутанты или особи с примесью чужеродной генетики подлежат уничтожению. Впрочем, Империум здесь подходит достаточно гибко, например, вполне легально существуют расы ратлингов, огринов, скватов – мутировавших потомков человеческих колонистов.

Кратко идеология Империума выражается в лозунге: «Убей мутанта! Сожги еретика! Уничтожь ксеноса!».

Получается, Империум вобрал в себя худшие черты самых мерзостных режимов, существовавших в человеческой истории. Тоталитарная теократическая деспотия, расизм, религиозная и идеологическая нетерпимость, полное отсутствие гражданских свобод, беспредел правящих элит. Правда, силы, что противостоят Империуму, ещё хуже и опаснее.

Но понять мир Вархаммера, и вообще, идею этой фантастической вселенной невозможно, не поняв, что такое «варп», а также не изучив предысторию её условной современности.

Итак, варп-пространство, оно же Имматериум, оно же Эмпиреи или Хаос. Это параллельное измерение, представляющее собой океан эмоциональных энергий и мыслеформ, что на протяжении миллиардов лет генерировали живые существа галактики. Свойство варпа – впитывать чувства и устремления разумных рас, поглощать после их смерти то, что в религиях именуется душой. Варп и есть загробный мир из древних верований.

Как и положено потустороннему миру, варп населяют боги и демоны. Это сверхъестественные разумные сущности, зародившиеся из скоплений однородных психических энергий. Демоны варпа питаются устремлениями разумных существ, но одновременно их ненавидят и стремятся уничтожить, поработить или исказить, сделав подобными себе.

Боги Хаоса. Слева направо: Кхорн, Нургл, Тзинч и Слаанеш

Самые могущественные демонические сущности – так называемые боги Хаоса, они же Губительные силы. Наиболее сильные из них – т.н. «поганая четвёрка» богов. Это бог войн и убийств Кхорн, порождённый агрессией живых существ. Бог перемен и хитростей Тзинч, порождённый надеждами на изменение к лучшему, а также стремлением к познанию. Бог удовольствий Слаанеш, рождённый стремлением к чувственным наслаждениям. И бог гниения, энтропии Нургл, происшедший от отчаяния, вызванного осознанием конечности бытия. Иногда фигурирует и бог злобы и ненависти Малал или Малис, хотя официально он удалён из канона вселенной, из-за сложностей с авторскими правами.

Эти существа стремятся воздействовать на разумные расы материального мира, манипулировать ими, склонять к разным злодеяниям, и в конечном итоге, поглотить Материум. Именно им на протяжении истории на самом деле поклонялись адепты различных религий, тем самым поддерживая их жизнь. Ведь осознанное поклонение многократно увеличивает «подпитку» сил демонов варпа.

Космодесантник на БТР «Носорог». Фото с турнира бурятского клуба фанатов Вархаммера Black Dice

В глубокой древности, миллиарды лет назад, варп был чист. Именно разумные расы своими страстями породили все мерзости, что скопились в нём, и теперь угрожают материальной вселенной. Психические энергии, накопленные в варпе, могут прорываться в обычный мир, и влиять на его объекты, нарушая сами физические законы. Особо одарённые существа способны призывать энергии варпа, чтобы использовать в практических целях. У людей такие особи называются псайкерами, иначе говоря – маги и экстрасенсы.

Варп-пространство стремится прорваться в реальный мир. Где-то грань между нашей вселенной и Имматериумом истончается, в древности такие места называли «священными», «местами силы», считалось, там человек может говорить с богами и духами. Где-то образуются сквозные варп-разломы, и тогда огромные участки космоса могут быть поглощены варп-аномалиями, попирающими и физику, и время.

Варп-измерение позволяет попавшим в него объектам перемещаться на космические расстояния за короткое время. Это свойство человечество использовало в практических целях, когда в далёком будущем открыло технологию варп-прыжков. Космические корабли с варп-двигателями позволили колонизировать всю галактику. Это было примерно в 20-м тысячелетии, человеческая цивилизация находилась на пике могущества и развития технологий.

Но затем произошла череда катастроф, уничтоживших древнюю галактическую державу человечества. Восстание искусственных интеллектов, массовые прорывы сил варпа через псайкеров, варп-штормы, сделавшие невозможными космические перелёты. Этим воспользовались чуждые расы, начав уничтожать и порабощать людей. Земля, именовавшаяся Террой, пережила экологическую катастрофу, население разделилось на множество ожесточённо воюющих техноварварских феодальных государств. Само существование человечества стало под вопросом.

Император

И тогда на сцену вышел Император. Его появление окутано тайной. Считается, что он появился на свет за десять тысяч лет до нашего времени, где-то на территории Малой Азии. По одной из легенд, он был инкарнацией душ древних шаманов, которые в пророческих видениях узрели грядущие опасности для человечества, и совершили коллективный ритуал с самоубийством. Чтобы переродиться в виде богочеловека с экстраординарными паранормальными способностями. Все эти века Император скрыто жил среди людей и направлял развитие цивилизации. Но когда человечество оказалось на грани гибели, решил действовать открыто. В 30-м тысячелетии Император предстал перед людьми как сияющий гигант почти четырёхметрового роста в золотых доспехах, хотя есть версия, что он мог принимать разные обличья.

Сначала Император начал Объединительные войны, покорив одно за другим техноварварские королевства. Объединив Терру, он начал освобождения Солнечной системы от ксеносов. В этих войнах Император активно применял генетически и кибернетически усовершенствованных бойцов – сначала «громовых воинов», позже более совершенных Астартес.

Император

После этого Император приступил завоеванию галактики для человечества, вошедшему в историю как Великий Крестовый поход. Обособившиеся колонии людей добровольно или принудительно присоединялись к создаваемому Империуму. В случае особо упорного сопротивления, либо когда выяснялись слишком сильные нарушение генетического стандарта (мутации, эволюционные изменения, примесь ДНК ксеносов) популяции человеческих миров полностью уничтожались и заселялись новыми колонистами. Встреченные ксеносы, независимо от степени агрессивности и угрозы человечеству, подлежали полной зачистке (как, например, миролюбивая цивилизация киликийцев, или существа с планеты Лаэран).

Но главной целью Императора было даже не создание космической сверхдержавы человечества. Он стремился защитить людской род от тварей Хаоса. Император стремился ослабить Губительные силы, насаждая идеологию воинствующего атеизма, беспощадно искореняя любые культы и верования. Человеку, познакомившегося с «Вархаммером» с событий 40-го тысячелетия, часто сложно поверить – но ранний Империум был агрессивно атеистическим. Провозглашалось главенство рационального мышления, суеверия и религиозное поклонение считались преступлением против Имперской истины. Кроме того, Император тайно вёл проект по освоению т.н. Паутины – созданной древними расами системы подпространственных «тоннелей» на стыке материальной вселенной и Варпа. Её колонизация позволила бы человечеству полностью заизолироваться от варпа.

Император и примархи

Нельзя не упомянуть о «Проекте Примарх». Для Великого Крестового похода Император в генетических лабораториях создал себе двадцать помощников-примархов. Это были сверхчеловеческие существа, фантастической силы и жизнестойкости, сверхинтеллектом и паранормальными способностями, с необычайной харизмой, заставлявшей восхищаться и преклоняться ими. Помимо передовых достижений биологии, Император при их создании использовал и магию варпа, превратив их практически в полубогов. Примархи должны были стать полководцами его грандиозного похода и правителями покорённой галактики. Каждый из примархов имел склонность к определённому стилю войны, по замыслу Императора, они должны были взаимодополнять друг друга.

Боги Хаоса знали о планах Императора, и стремились им помешать. Сначала в тайной лаборатории произошёл прорыв энергий варпа, в ходе которого капсулы с младенцами-примархами были похищены и оказались разбросаны по галактике. Каждая капсула приземлилась на пригодной к жизни планете, населённой людьми. На этих планетах и выросли примархи, формируясь под воздействием местных культур.

После происшествия Император из сохранившегося генного кода примархов создал технологию по трансмутации обычного человека в суперсолдата. Рекруту, взятому в детском или юношеском возрасте, вживлялось т.н. геносемя, созданное из ДНК того или иного примарха – орган, вызывавший перестройку организма на генетическом уровне. В результате человек превращался в космодесантника Астартес. Космодесантник на порядки превосходит обычного человека физической силой, скоростью реакции, устойчивостью к ранениям и физической боли, к инфекциям и ядам. Кроме того, астартес практически лишены страха и наслаждаются самим процессом битвы. Космодесантник в силовой броне, с болтером и цепным мечом стал «визитной карточкой» Вархаммера.

Космодесантник 7-го легиона «Имперские кулаки»

Всего было создано 20 легионов космодесанта – каждый из генного материала определённого примарха. Именно они стали главной силой Великого Крестового похода. В процессе завоевания галактики Император одного за другим находил примархов, и после обучения, ставил их во главе своих легионов. После чего эффективность боевых действий намного возрастала, ведь каждый примарх был гениальным стратегом. Следует отметить, космодесантник после трансмутации практически утрачивал память о прошлом и связь с родными. А примарх, чьё геносемя использовалось для процедуры, воспринимался им как отец, на уровне неосознанных инстинктов.

Вскоре все легионы обрели своего примарха. Позднее двое примархов совершили какие-то серьёзные проступки против Императора, из-за чего они были уничтожены, их легионы – расформированы, из архивов Империума и памяти свидетелей вся информация о них была стёрта. Осталось 18 примархов, ставших основными фигурами последовавших событий.

Примархи

Примархи воспринимали Императора как отца, а друг друга – как братьев. Характером они напоминали древнегреческих божеств – амбициозные и высокомерные, ревнивые к чужой славе, соперничающие за отцовскую благосклонность, склонные тихо ненавидеть друг друга из-за реальных или мнимых обид. Этими их чертами воспользовались Губительные силы, вновь стремясь сорвать замыслы Императора.

Когда Великий Крестовый поход уже близился к концу, Император оставил непосредственное руководство им, и вернулся на Терру, чтоб вплотную заняться проектом «Паутина». Верхновным главнокомандующим – Воителем – он назначил Хоруса Луперкаля, примарха 16-го легиона. Но к этому времени в рядах легионов Астартес уже зрела раковая опухоль мятежа, инициированного примархом Лоргаром, тайно присягнувшим богам Хаоса. Вскоре под влияние тёмных сил подпала половина примархов, Хорус возглавил бунт. Империум захлестнула грандиозная гражданская война, позже вошедшая в историю как Ересь Хоруса.

Подробный рассказ её предпосылок и перипетий – тема для целой книги. Скажу одно: Ересь Хоруса перечеркнула планы Императора, и породила мир Вархаммера таким, каким он стал к сороковому тысячелетию.

Хорус Луперкаль

Мятежники в какой-то момент почти одержали победу, осадив Терру. В кульминационный момент штурма императорского дворца Хорус предложил Императору поединок на борту его флагмана, зависшего на орбите. В тяжёлой схватке Император сумел убить Хоруса и аннигилировал саму его душу, но и сам получил смертельные раны. Деморализованные гибелью Хоруса мятежники отступили и бежали в гигантскую варп-аномалию на окраине галактике, именуемую Оком Ужаса, где скрываются и поныне. Их преследовали силы возмездия, жестоко карая планеты, поддержавшие восстание.

Император против Хоруса. Собственно, этот эпизод Вархаммера — отсылка к библейскому сюжету о бунте Люцифера против Бога. Примарх Хорус -более правильное произношение «Гор» — назван в честь египетского бога света.

Тяжело раненого Императора на Терре подключили к устройству под названием Золотой трон, превратив в систему жизнеобеспечения. Первоначально Золотой Трон создавался как система контроля над Паутиной. Но в ходе Ереси Хоруса силы варпа пробили брешь в Паутину, затопив её ордами демонов. Функцией Золотого Трона, помимо поддержания жизни Императора, стало запечатывание выхода из Паутины на Терру. План Императора изолировать человечество от варпа рухнул, и теперь Империум и человеческую расу ждала медленная но верная гибель. Сам Император, хотя был жив, устранился от непосредственного руководства Империумом, и фактически превратился в «труп на троне», как впоследствии называла его пропаганда хаоситов.

Император на Золотом Троне

В ходе войны с ренегатами Хаоса человечество испытало шок, когда оказалось, что потусторонние сущности, отрицавшиеся Имперской истиной, вполне реальны и опасны. Одновременно выяснилось, что бороться с демонами варпа позволяет искренняя вера в Императора как в божество. (Механизм вселенной Вархаммера – даже ножка от табурета, если ей искренне молиться, в какой-то момент обретёт чудодейственные свойства, опираясь на скопившийся в варпе эмоциональный эгрегор). Благодаря этому в Империуме набрал силу зародившийся ещё задолго до Ереси культ Императора. Последователей культа сначала перестали преследовать как нарушителей Имперского кредо, позже он оформился в церковь-Экклезиархию, которая со временем установила в Империуме власть и сделала поклонение Императору всеобщей обязанностью. Так атеистический Империум стал теократией.

Типичный космодесантник Хаоса

Изменения претерпела и структура вооружённых сил Империума. В страхе новых мятежей легионы космодесанта, насчитывавшие сотни тысяч астартес, были разделены на множество т.н. орденов, ограниченных тысячей воинов (в редких случаях – несколько тысяч). Космодесанту запретили использовать тяжёлую артиллерию и сверхтяжёлую бронетехнику. Новое руководство Империума панически боялось, что какой-то мятежник получит в распоряжение мощь целого легиона, способного сокрушать субсекторы галактики. Эти меры снизили риск в случае мятежа, но и значительно ослабили космодесант, лишив его былой эффективности. Вдобавок, ордена космодесанта отныне не имеют единого командования, подчиняясь непосредственно совету верховных лордов Империума. (Представьте, что какую-нибудь современную армию разделят на совокупность автономных батальонов, подчинённых непосредственно правительству).

Имперский гвардеец Кадианского полка

Основной силой Империума стала Имперская гвардия Астра Милитарум, бывшие вспомогательные ауксилии. Она комплектуется из обычных людей, каждая развитая планета обязана поставлять Империуму полки Имперской гвардии, куда отбирают лучших бойцов сил планетарной обороны. Если космодесант теперь используется как спецвойска для особо важных операций, Имперская гвардия стала фронтовой «рабочей лошадкой». Но имперские гвардейцы с дешёвыми лазганами – «пушечное мясо», миллионами списываемое в расход. Ведь люди – единственный ресурс, которого у Империума в избытке.

Имперский гвардеец Корпуса смерти Крига. Фанатский косплей

Флот отныне также стал независим от наземных сил. Всё это снизило эффективность войск Империума, ведущего войну разом на несколько фронтов. Приходится отражать флоты-ульи тиранид – негуманоидной «космической саранчи», уничтожающей под ноль биосферы целых планет, противостоять осколкам вымирающей цивилизации эльдар (космические эльфы Вархаммера) и пробуждающихся древних некронов, бороться с ордами орков (древняя раса безумных любителей воевать), сдерживать вылазки легионов Хаоса из Ока Ужаса, осаживать поползновения молодой, но амбициозной расы тау. В будущем только война – гласит девиз «вахи».

Кажется, что человечество обречено, тем более, что в 42-м тысячелетии галактику расколол гигантский варп-разлом. Впрочем, создатели сеттинга недавно «воскресили» примарха Робаута Жиллимана — гениального полководца и государственного деятеля. А также выходца из прогрессивного 30-го тысячелетия, который не в восторге от порядков нынешнего Империума, и явно намерен сделать его таким, каким замышлял отец.

13-й примарх, Робаут Жиллиман

Теперь об особенностях неповторимой эстетики «Вархаммера». Люди часто воспринимают WH40K как научную фантастику, и подходят с соответствующей меркой. А это скорее фэнтэзи в космическом антураже. Это предопределяет и своеобразный «дизайн» вселенной – причудливая смесь хайтека и нарочитой архаики. Знаменитый пафос персонажей, сюжеты как из старинных легенд, социальные институты, имена и топонимы, взятые из библейских мифов, истории древности и Средневековья. Холодное оружие и рыцарские доспехи – в действительности, шедевры передовых технологий, космические корабли, стилизованные под древнегреческие триеры, бронетехника, похожая на неуклюжие танки Первой Мировой. Религиозный фанатизм, готические соборы, самые настоящие демоны и магия. Эклектика, гротеск, гипербола. И всё это в космических масштабах

Многие фракции Вархаммера списаны с реально существовавших в истории культур и явлений. Например, ордена космодесанта:  «Волки Фенриса» — «космические викинги», «Чёрные храмовники» — «космические тамплиеры», «Белые шрамы» — «космические монголы», и так далее. Какие-то полки Имперской гвардии имитируют солдат Первой Мировой, какие-то – янычар, американские коммандос времён Вьетнама, средневековых русских стрельцов и советских пехотинцев Финской войны. В общем-то, типичное использование эстетики реальных прообразов.

В целом же «Вархаммер» является классическим образцом так называемого «гримдарка». Вымышленная вселенная, пропитанная мрачностью и безысходностью, злом и несправедливостью, жестокостью и насилием. Мир, который интересно наблюдать со стороны, но в котором не хочется жить.

One Reply to “Ликбез по «Вархаммеру-40000»”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *