COVID 19 в Бурятии: выжить и сохранить экономику

Бурятия пережила уже вторую неделю «режима самоизоляции», ограничившего деятельность хозяйствующих субъектов, и вообще, населения. Попробуем рассмотреть, как карантинные меры отразились на экономике.

Отметим, на текущий момент в Бурятии зарегистрировано уже свыше 70 заразившихся коронавирусом Covid-19, из них 14 излечилось, один случай – летальный. Хотя 26 марта было зарегистрировано всего двое больных, приехавших из Европы.

С 30 марта в республике действует режим самоизоляции, продлённый до конца апреля. За его нарушение грозит штраф от 15 тысяч рублей. Сельские районы начали ограничивать въезд посторонних. Представители малого и среднего бизнеса всё больше выражают обеспокоенность убытками из-за вынужденного простоя, и считают принятые ограничения чрезмерными.

— Я помню бушевавший грипп в 90-х годах, когда болел, кажется, весь город. И умирали от осложнений, в том числе пневмонии. После одного такого гриппа моя подруга получила осложнение на левое ухо — ухудшился слух. Сама тоже в одну из волн переболела, температура была 39, ломило все тело, все вокруг было как в тумане. Потом начался бронхит, в общем, караул. Максимум, что тогда делали — вводили карантин в школах, и все. И маски некоторые носили, в основном, те, у кого был уже кашель. Сейчас всеобщий карантин мне непонятен. Впервые в истории государства такое. Главное, он очень негативно скажется на экономике, множество малых бизнесов разорится. Стоит ли такое «бдение» скатывания в бедность широких слоев населения? – считает предприниматель и общественница Елена Цветкова.

Однако эксперты-политологи считают действия властей в сложившейся ситуации вполне оправданными.

— В экономическом плане есть огромное количество жалоб бизнеса на убытки, что многие предприятия на грани разорения. Однако практика показывает, что своевременное принятие мер способствует сокращению темпов распространения эпидемии, сокращению сроков самоизоляции. И соответственно, снижению убытков. Таким образом, самые строгие меры карантина должны быть выгодны бизнесу, чтобы в кратчайшие сроки сбить темпы распространения коронавируса и выйти на прежний уровень, — комментирует карантинные меры известный политолог Алексей Михалёв.

Алексей Михалёв

Что касается жалоб на юридическую спорность введённых ограничений, политолог отмечает чрезвычайные обстоятельства, которые не могут регулироваться обыденными законами, и требуют экстраординарных институтов.

Следует отметить, государства, первоначально недооценившие риски от эпидемии, теперь экстренно принимают меры по борьбе с коронавирусом, цифры умерших насчитывают многие тысячи.

Ректор БГСХА, эксперт-экономист Галсан Дареев предрекает значительное воздействие эпидемии на экономику. Карантин может привести к разорению значительной части малого и среднего бизнеса. Соответственно, их подешевевшая собственность перейдет в руки выживших игроков. Прежде всего, крупными «мастодонтам капитализма», которые сумеют «отъесться» в кризис. При этом весь этот передел собственности может остаться сугубо на экономическом поле, не приведя к политическим обострениям. Оценить же величину экономического ущерба, по его мнению, пока не представляется возможным.

— Статистики еще нет. Да, и не скоро посчитают ущерб. Наверное, через полгода скажут цифру, либо в конце года. Сейчас важно не нарушить агротехнические сроки посевной, в южных регионах страны она уже вовсю должна идти. Хотя у нас пока ещё терпит, — считает Галсан Дареев.

Галсан Дареев

Если пандемия затянется, это может привести, по его прогнозам, к оттоку населения из городов в сельскую местность, где ниже риски заражения. Вырастет значение профессий интеллектуального труда, по которым можно работать удалённо. Изоляция людей, особенно этих профессий, а также новый прагматизм породит снижение рождаемости. Новые ценности внесут коррективы в потребление товаров и услуг. Повысятся расходы на товары и услуги для здоровья, возрастет накопление. Правда, это в долгосрочной перспективе.

Глава Бурятии Алексей Цыденов по проблеме коронавируса провёл ряд встреч с общественностью, выступлений и онлайн-конференций. Отдельное внимание он уделили ситуации в экономике. По его оценкам, она не настолько угрожающая, какой могла бы быть. Крупные предприятия республики, такие как Улан-Удэнский авиационный завод, локомотивовагоноремонтный завод, ВСЖД, Тугнуйский угольный разрез, и ряд других значимых экономических субъектов продолжают работу. А значит, сохраняются рабочие места. Также, в Бурятии продолжает функционировать бюджетная сфера, а это около 70 тысяч человек. В настоящее время они исправно обеспечены работой и финансированием.

— Все основные промышленные производства, основные работодатели стабильно работают, и соответственно, все рабочие места и зарплаты сохраняются. Вся бюджетная сфера республики тоже в полном объёме обеспечена финансированием, работает так же устойчиво, — заявил Алексей Цыденов.

 Поэтому основные экономические проблемы в Бурятии находятся в сфере торговли и услуг. Это, в изрядной части, малый и средний бизнес.

Алексей Цыденов сообщил, что на федеральном уровне принято решение о поддержке 22 отраслей экономики, оказавшихся в повышенной «зоне риска». Сюда отнесли авиа и автоперевозки, сферу культуры, досуга и развлечений, оздоровительная деятельность и спорт, туризм, общепит, проведение конференций и выставок, предоставление бытовых услуг, работа негосударственных образовательных учреждений и дополнительного образования.

Правительством Бурятии 5 апреля было объявлено о мерах поддержки бизнеса, разработанных правительством республики. Туроператорам будет компенсировано 80% стоимости аренды помещений с 1 марта по 1 сентября 2020 года. Городскому общественному транспорту и междугородним маршрутам будет оказана субсидия  с 1 по 30 апреля. Арендаторам республиканского и муниципального имущества с 1 марта на шесть месяцев предоставят освобождение от уплаты аренды. Предприятиям торговли из непродовольственного сектора, сферы услуг и общепита на 202 год произведут «обнуление» налога на недвижимость, при условии предоставления льготных условий для арендаторов из числа малого и среднего бизнеса. Частные детсады, вынужденно приостановившие работу, получат субсидии из расчёта 10 тысяч рублей на одного ребёнка, даже при отсутствии детей. Безработные граждане, открывшие собственное дело при господдержке, получат дополнительно 60 тысяч рублей за каждое дополнительное рабочее место для трудоустройства безработных.

Напоследок можно отметить, правительством Бурятии созданы два штаба: по борьбе с коронавирусом и по поддержке экономики. Эти структуры работают ежедневно, в них задействованы руководители муниципальных образований, предприниматели, бизнес-омбудсмен, депутаты Народного Хурала республики и городского совета Улан-Удэ.

— Мы в одной лодке. В любом случае надо плыть. Загнуться либо от болезни, либо от голода — ни другое нам не подходит. Поэтому и экономика, и здравоохранение в данном случае — две стороны одной медали. Здесь нет чего-то, что было бы не важным. То есть в краткосрочной перспективе, безусловно, меры, касающиеся сохранения здоровья и борьбы с коронавирусом — более оперативные и где-то более превалирующие. Но это в краткосрочной перспективе. Если мы смотрим в долгосрочной перспективе, нам нужно и с коронавирусом справиться, и экономику сохранить. Поэтому здесь все решения важны. Но, повторюсь, сейчас, в моменте, в краткосрочном периоде, вопросы борьбы с коронавирусом важнее. Более приоритетны именно в данный момент. Но в целом экономика не менее важна, потому что нам надо не выживать, а жить. Поэтому все важно, — говорит Алексей Цыденов.

Заглавное фото с сайта правительства РБ

Для sm-news.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *