Реалии жизни в США по-бурятски

Переезд в США – заветная мечта многих россиян, в том числе жителей Бурятии. После распада СССР осуществить её стало проще. Как живут в США переселенцы из Бурятии, стоит ли рваться в этот «демократический рай» — узнаем от самих переселенцев.

О жизни бурят в США рассказывает Дарина Санжиева, менеджер бурятского фольклорного ансамбля «Зэрд» и главный организатор бурят-монгольских мероприятий в Нью-Йорке и Нью-Джерси. Она с мужем проживает в США с 2013 года, а впервые они приехали туда в середине 2000-х, будучи студентами, по программе обмена.

Дарина Санжиева

— Тогда мы и решили, что будем жить здесь. Вернувшись домой, мы закончили образование, и вернулись сюда, — рассказывает Дарина Санжиева.

Формирование бурятской диаспоры

Миграция бурят в США происходила тремя «волнами». Первая была – нет, не в 90-е, тогда переезжали считанные единицы. Она началась в 2000-е, когда по обмену поехало много студентов. Вторая волна была в 2010-е, третья – после 2015-го. В настоящее время бурятская «диаспора» в США насчитывает около двух тысяч человек, если судить по посещаемости проводимых ею мероприятий. Что касается возрастного состава, переезжает в основном молодёжь, от 30 до 40 лет.

— Я думаю, что основной мотив большинства переехавших – работа, экономическая стабильность. Кого ни спроси — едут сюда за лучшей жизнью, лучшей зарплатой, образованием детей, — говорит Дарина Санжиева.

Кто-то переезжает в связи с браком с американцем, есть и некоторое количество политических беженцев. Вслед за детьми нередко переезжают родители, люди возраста 60-70 лет. Но люди старшего поколения часто возвращаются в Россию, уже получив все документы на жительство. Особенно это участилось после карантинных мер.

Вид на жительство оформляется так называемой «грин-картой». Её обычно получают как учебную визу, или по работе, или через брак. Немало и политических беженцев.

 Переселенцу в США первое время приходится трудиться на разных работах. Кто-то трудится разнорабочим или водителем-дальнобойщиком. Женщины часто работают в индустрии красоты. Российские дипломы необходимо «эволюировать» — подтверждать. Хотя для медиков процедура упрощена. Переподготовка платная, но после обучения в США человек может работать по специальности. Многие буряты устраиваются в IT-сфере, экономистами, бухгалтерами. Стало много юристов, прошедших law-school. Многие врачи из России трудятся в медицине. Немало бурят идут служить в вооружённые силы США.

Поначалу, столкнувшись с трудностями, многие из приехавших начинают сомневаться в правильности выбора. Старожилы советуют им потерпеть месяц-другой, в дальнейшем о переезде обычно не жалеет никто. Те, кто уехал по политическим мотивам, зачастую и вовсе не намерены возвращаться.

Большинство переехавших в США бурят проживают в «многонациональном» Нью-Йорке. Достаточно много в Нью-Джерси, Пенсильвании, Атланте, Флориде, Чикаго. Замкнутую диаспору, с компактным проживанием и обособленным образом жизни, буряты в США не создали, и пока не стремятся.

Не забывать традиции

— В США мы себя называем бурят-монголами. Потому что «буряты из России» для американца непонятно: Россия у них ассоциируется со славянами. Объясняем им, откуда мы, кто у нас предки. Но бывают и люди эрудированные, некоторые бывали в наших краях, и знают, что такое Сибирь и Байкал, — рассказывает Дарина Санжиева.

Бурятская община регулярно проводит национальные праздники – Сагаалган и Сурхарбан. Проводятся и менее масштабные празднества, спортивные мероприятия, научно-практические конференции, детские «ёлки». В среднем крупные мероприятия, проводимые Дариной Санжиевой, стабильно посещает не меньше 500 человек.

— Мы все мероприятия проводим на трёх языках. Прежде всего, на бурятском, потом на английском и русском. Для этого обычно участвуют трое ведущих. Нам повезло, что на наши мероприятия последние годы приходит очень много представителей старшего поколения. Это как раз те люди, которые могут нам посоветовать, подсказать, поучить. Здорово, что они есть у нас, и мы стараемся как можно больше говорить по-бурятски. На мероприятиях всемонгольского характера мы тоже говорим на бурятском, либо на английском. Хотя молодёжь плохо знает бурятский, приходится переводить, — поясняет Дарина Санжиева.

Какого-то систематического преподавания языка бурятская община пока не проводит. В том числе из-за затратности организации школы. Но много учителей, которые предлагают услуги репетитора.

Хотя в США едут буряты из всех регионов проживания, трений между «восточными» и «западными» внутри общины нет.

– Мы и так далеко, и такое деление не совсем уместно. Только у новичков ещё могут быть рассуждения про «агинских» и «иркутских», — объясняет Дарина Санжиева.

При этом, по её наблюдениям, больше едут всё же «восточные». На мероприятиях бывают и русские выходцы из Бурятии, но их немного.

В США бурят воспринимают, прежде всего, как азиатов. В «белых» штатах часто путают с китайцами. При этом американцам достаточно интересна бурятская культура.

— На Сагаалган и Сурхарбан приходят другие диаспоры, приходят американцы из разных профильных организаций, например центра музыки и танцев, или департамента культуры Бруклина. Им очень интересно, что мы делаем и кто мы, посмотреть на нас. Естественно, с ними нужно иметь какую-то связь, мы с ними знакомимся, приглашаем. Когда мы проводим мероприятия в таких штатах, как Нью-Джерси, Вашингтон, верхняя часть Нью-Йорка, после концертов к нам подходят, спрашивают, фотографируются, рассматривают костюмы и традиционные инструменты, просят дать мастер-класс, — рассказывает Дарина Санжиева.

Американцам интересны особенности национальной одежды и обуви, горловое пение. Им также рассказывают историю, объясняют, что общего между бурятами, калмыками и тувинцами, как получилось, что они оказались разделены и проживают на территории России. Отметим, бурятская община активно взаимодействует с объединениями других эмигрантов монгольского корня – калмыками, тувинцами, халха-монголами, участвует в их мероприятиях.

Развитию культуры местные власти оказывают содействие – организовывают грантовые проекты, зовут бурятские творческие коллективы на разные международные этнокультурные фестивали. Приглашают всегда, особенно если они связаны с монгольской культурой.

Буряты в США в основном буддисты, шаманизм пока не распространён. В американских городах есть дацаны, созданные буддистами России. Например, в Нью-Джерси есть три калмыцких дацана, один из них посещают прихожане из бурятской общины.

Что касается заведений общепита с бурятской национальной кухней, например, «буузных», в США таких пока не имеется. Даже рестораны монгольской кухни есть только в Чикаго и Вашингтоне.

Ехать ли в США?

— Сейчас, в период пандемии, и всего остального, что происходит, смысла нет. Потому что сами американцы остались без работы, очень многие до сих пор сидят по домам. Нашу семью это тоже коснулось – муж сидит без работы уже третий месяц. Конечно, государство даёт компенсацию по безработице, поддерживает. Компенсации платятся еженедельно, у некоторых она даже превышает величину заработка на работе. Но только тем, кто трудоустроен официально. У тех, кто работал нелегально, положение ужасное, — говорит Дарина Санжиева.

Последнее время произошло ужесточение требования в миграционной системе. Из многих стран запретили въезд, ограничили выдачу в лотерее «грин-карт», да и оформить её сейчас стало намного сложнее. Играют роль и волнения в связи с движением Black Lives Matter, хотя происходившие беспорядки и мародёрство бурят не затронули. Сейчас, по словам Дарины Санжиевой, агрессия идёт на спад, и протестующие больше проводят мирные митинги. Тем не менее, местные власти рекомендуют гражданам, не поддерживающим это движение, во время таких акций на всякий случай сидеть дома. По мнению Дарины Санжиевой американские власти просто оказались в растерянности в такой ситуации. Следует ещё иметь ввиду: в США очень жёстко следят за соблюдением норм «политкорректности». За сколько-нибудь негативные высказывания об определённых социальных категориях можно получить очень большие неприятности, и это касается всех.

Переехавшего в США ждёт много сложностей: чужой язык, адаптация в новой стране, совершенно иной менталитет местного населения. Получение документов на жительство и свидетельств об образовании стоит очень дорого, работать нужно легально, и очень внимательно следят за уплатой налогов. Для многих людей всё это становится неожиданностью. Но для человека, знающего порядки США, всё это решаемо. Если удастся оформить необходимые документы — ты полноправный гражданин, на тебя нет ограничений как на мигранта. Например, получаешь право владеть оружием. Что касается заработка, он ощутимо больше, чем в России, хотя и не сказать, что несопоставимо. И стабильнее.

Что же буряты, уехавшие в США, хотят пожелать своим сородичам, оставшимся на родине? — Я хотела бы призвать бурят учить родной язык и не забывать кто мы и откуда. Если наше поколение ещё знает язык, потому что росли в языковой среде, то наши дети уже лишь просто понимают. А дети наших детей могут полностью утратить, и тогда бурятский язык умрёт, — говорит Дарина Санжиева.

Для sm-news

Фото — из архива Дарины Санжиевой, портал
http://selorodnoe.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *