Общественность Бурятии активно обсуждает новый закон, разрешающий сплошные вырубки на Байкале у железнодорожных магистралей. Этот закон уже подписан 31 июля Владимиром Путиным. Его цель – обеспечить работы по расширению пропускной способности Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей, он действует до 2024 года.
Закон позволяет рубить лес на всей протяжённости этих железнодорожных линий, в том числе и в природоохранной зоне Байкала. Упрощена процедура перевода статуса лесных территорий в нелесные, также отменена необходимость экологической экспертизы. Это вызвало обеспокоенность природозащитников Бурятии, опасающихся экологического ущерба Байкалу.
Без экологической экспертизы
— Понятно, что закон принимается для всей протяженности БАМа и Транссиба. Но закон не учитывает специфики Центральной экологической зоны. Даются обещания о минимальном ущербе у Байкала. Но это слова. Начальник ВСЖД дал кучу обещаний, а если завтра он вернется в Москву? С кого спрашивать будем? Необходимо внести в закон исключение для центральной экологической зоны Байкала, — считает эколог, член Общественной палаты РБ Евгений Кислов.
В то же время, как отмечает эколог, ограничения ЦЭЗ осложняют жизнь местному населению. Запрет на перевод лесных земель в нелесные не позволяет делать противопожарные разрывы у населенных пунктов, и завершить оформления пустыря под новое кладбище у села Клюевка.
Отмена экологической экспертизы, по его словам, была вызвана желанием РЖД ускорить процесс согласования проектов строительства. На протяжении магистралей вне ЦЭЗ Байкала процедура упрощения возможно и оправдана, но на территориях у Байкала следует сохранить строгий подход к оценке экологических рисков.
Риск преувеличен
По мнению депутата Госдумы, от Бурятии Николая Будуева риск вырубок лесов близ железнодорожных путей преувеличен. Поскольку древесина в основном некондиционная, да и с севера Байкала, где пролегает БАМ, её будет неудобно вывозить. И любой крупный лесной пожар приносит много больший ущерб, как и деятельность незаконных лесозаготовителей в целом по республике.
Можно добавить, БАМ огибает Байкал лишь по северной части. Транссиб же проходит через ЦЭЗ Байкала, а это — значительная протяженность побережья озера, но там возможностей рубить лес не так много.
— Вырубки сегодня — угроза не такая принципиальная, в отличие от нового 643-го постановления и отмены экологической экспертизы, — прокомментировал руководитель «Добровольческого корпуса Байкала» Андрей Бородин.
Речь идёт об изменениях в постановление №643 от 30 августа 2001 года «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». Бурятские экологические активисты предложили свой вариант редакции части его пунктов, чтоб исключить возможность злоупотреблений и противоречия с природоохранным законодательством. Глава Бурятии Алексей Цыденов выразил им поддержку, прокомментировав в соцсетях проект поправок.
«Поддерживаю такой подход. Когда не только критика, но и конструктивные предложения. Предлагаемая редакция пунктов постановления вполне рабочая. У нас правда 10 населенных пунктов в ЦЭЗе не имеют оформленных границ по разным причинам. Проработаем с Минприроды России предложенные редакции пунктов 643-го постановления», — прокомментировал Алексей Цыденов.
«Байкал в обиду не дадим»
Глава республики, как бывший железнодорожник, подчеркнул, что лес могут рубить главным образом для строительства второй колеи на БАМе, но пространство вокруг путей и так регулярно расчищается, кроме кустарника там, как правило, ничего нет. Кроме того, РЖД будут обязаны компенсировать вырубленный лес восстановительными посадками.
«За одно срубленное дерево предусмотрена компенсационная посадка пяти деревьев! Вас просто вводят в заблуждение. Байкал в обиду не дадим!», — заявил Алексей Цыденов.
Напомним, резонансный закон связан с работами по модернизации БАМа и Транссиба. Сейчас планируется развивать БАМ, проложив вторую колею, что значительно повысит объём и скорость перевозки грузов. Евгений Кислов отмечает, на БАМе под второй путь насыпь давно уже готова, сейчас остаётся только положить рельсы, где-то вырубив наросший кустарник. Вырубка леса предполагается лишь в местах, где будут строиться новые подстанции.
Второе дыхание БАМа
Транссиб и БАМ – две оси, связывающие регионы Сибири и Дальнего Востока с западной Россией. Строительство Транссиба началось в 1891 году, и завершилось в 1916 году. Основные годы строительства пришлись на период правления императора Николая II, который ещё будучи цесаревичем, открыл начало работ, символически отвезя первую тачку земли на строящееся полотно во Владивостоке. Именно Транссиб стал стержнем, соединяющим европейскую России с Сибирью и Дальним Востоком, основной транспортной артерией. Идея БАМа тоже рассматривалась ещё в царский период, но тогда этот проект сочли чрезмерно затратным и сложным. Реализовали его большевики, широко используя труд репрессированных. Но строительство БАМа, начавшись в 1926 году, завершилось только к 1985 году (а Северомуйский тоннель полностью закончили лишь в 2003 году). Он стал самым дорогим инфраструктурным проектом СССР, при этом долгое время эксплуатировался сравнительно мало, и был убыточен. Но в рамках «Стратегии-2030» было принято решение развивать БАМ, и даже перенести на него грузовое движение с Транссиба, оставив там лишь пассажирские и контейнерные перевозки. С 2014 года начаты работы по модернизации БАМа. Отметим, эта магистраль менее уязвима для нападения в случае гипотетических вооружённых конфликтов, нежели проходящий у южных границ Транссиб.
500 рабочих мест
Казалось бы, развитие железнодорожного сообщения – дело всегда полезное для страны. Но против выступили представители бурятских оппозиционных движений. На протестных акциях участники прямо заявляли, что модернизацию магистралей считают ненужной, поскольку рост грузопотока «выгоден олигархам и Китаю». В городе оппозиция в течение двух дней пыталась устроить протестные пикеты, но судя по количеству собравшихся, акцию не слишком спешили поддержать, а на второй день и вовсе не пришёл практически никто.
Согласно проекту, расширение железнодорожных путей должно создать в республике 500 новых рабочих мест. Рассматривается также проект ветки Новый Уоян – Хиагда – Озёрный – Могзон, призванный связать БАМ с Транссибом. Его реализация станет революционным шагом в развитии инфраструктуры Бурятии, поскольку удаленные северные районы республики станут намного доступнее.