Итак, 27 августа Алексей Цыденов и Общественная палата Республики Бурятия подписали с руководством ОАО «РЖД» меморандум о сотрудничестве по охране окружающей среды в центральной экологической зоне Байкала. Это связано со строительными работами по расширению и реконструкции железнодорожных магистралей БАМа и Транссиба.
На что там следует обратить внимание? В меморандуме подчёркивается обеспечение общественного контроля за вырубкой леса при работах на инфраструктурных объектах магистралей. Оговаривается проведение совещаний, в том числе с привлечением общественных организаций и населения.
В приложенном к меморандуму плане мер по обеспечению охраны природы говорится о сотрудничестве с научно-образовательными учреждениями в части научного сопровождения проектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Туда входит оценка состояния природных комплексов и геосистем на территориях планируемого строительства, эколого-просветительские и воспитательные работы с населением бурятском участке этих магистралей, изучение общественного мнения.
Там же оговорено предоставление по запросу Общественной палаты информации о земельных участках, где предполагаются сплошные рубки, об оценке рисков нанесения ущерба окружающей среде и мероприятиях по его минимизации и ликвидации. Например, о компенсационных мерах, в числе которых — посадки новых саженцев деревьев, согласно требованиям Минприроды РФ.
План предусматривает также создание системы экологического контроля и мониторинга, включающей системы видеофиксации, автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Она же предполагает сбор, обработку и анализ данных такого мониторинга. К этой информационно-аналитической платформе будет обеспечен доступ общественности.
В плане отдельно выделены мероприятия по охране животного и растительного мира в ЦЭЗ Байкала. Такие, как восстановление лесных насаждений на землях лесного фонда – специально оговорено: на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений. Также планируются научные работы и меры по изучению и сохранению популяции нерпы.
«Вопрос сохранения экологии нашего драгоценного озера Байкал — абсолютный приоритет для всех нас. Такой шаг со стороны РЖД — свидетельство того, что компания при модернизации Транссиба и БАМ твердо намерена придерживаться современных экологических стандартов и вести свою деятельность прозрачно. Так, экологи, общественники Бурятии смогут осуществлять мониторинг и контроль за вырубками при реконструкции магистрали, будет вестись видеофиксация на участках проведения работ, контроль за восстановлением зеленых насаждений. Кроме того, РЖД берет на себя обязательства по снижению уже накопленного экологического ущерба», — заявил в обращении Алексей Цыденов.
Он отметил, РЖД планирует переходить на экологичные и энергосберегающие технологии. Кроме того, компания будет курировать вопросы сохранения популяции байкальской нерпы. А к реализации проектов привлекут бурятских учёных.
«Сохраняя, приумножаем! Болтогой!», — прокомментировал подписание меморандума экологический активист, один из руководителей «Добровольческого корпуса Байкала» Солбон Санжиев.
В общем, чтоб минимизировать возможный экологический ущерб и успокоить растревоженную общественность, в меморандуме очень много внимания уделено охране природы и восстановлению леса в случае вырубок. Оговаривается строгое соблюдение требований природоохранного законодательства, общественности обеспечена возможность мониторинга и диалога. Ну, и добавлю, реконструкция БАМа и Транссиба когда-нибудь должна была начаться, и развитие инфраструктуры всегда считалось делом очень нужным и полезным. У меня всё.