Эпизоды войн столетия. Псевдоисторические фотографии

Пока улан-удэнцы 23 января митинговали за Навального, я защищал дипломную работу в фотошколе «Фотория» Анастасии Нефедьевой. Итог года обучения там фотоделу. Защита намечалась ещё на осень, но из-за ковида пришлось отложить чуть ли ни на полгода.

Но расскажу про свою дипломную работу. Не мудрствуя лукаво, просто выложу ниже её описание в «сопроводительной записке».

Итак, задача работы – создать образцы имитаций исторических фотографий, используя различные способы оформления правдоподобно выглядящей композиции, с использованием нужных ракурсов и различных предметов. Проще говоря, сделать фотографии различных эпизодов военной истории, максимально похожие на реальные фотографии соответствующих исторических периодов. Чтоб в идеале их воспринял как реальные исторические фотографии даже человек, очень наблюдательный к мельчайшим деталям на изображении и хорошо знакомый с военной историей и военной техникой.

Сопутствующая задача дипломной работы – некая научно-популяризаторская миссия, способствование историческому просвещению зрителя.

Для съёмок использовались модели военной техники, позаимствованные у руководителя военно-исторического клуба «Байкальский форпост» Вадима Таюрского, а также различные подручные предметы, помогающие воссоздать необходимый антураж. Сделано пять фотокомпозиций, имитирующих эпизоды различных вооружённых конфликтов 20-го века.

Первая Мировая

1) Первая фотография с условным названием «Первая Мировая». На ней изображён немецкий танк A7V периода Первой Мировой войны, приближающийся к траншее. Фотография сделана как бы от лица военного корреспондента, в этой траншее находящегося.

Танк изображает картонная модель, изготовленная Вадимом Таюрским, впрочем, с очень высоким сходством с оригиналом. Модель поставлена на широкую картонную коробку, в которую насыпан разрыхлённый глинистый грунт, имитирующий типичную картину поля сражений Первой Мировой – пустошь, перепаханная взрывами снарядов, с обгорелыми остовами деревьев. В качестве таковых использованы обломанные ветки, воткнутые в землю. Коробка, в свою очередь, поставлена на возвышенность – груда земли от строительных работ, насыпанных на холме в районе ЛВРЗ. Это сделано, чтоб на заднем плане было только небо, и не попали неуместные в композиции объекты вроде высоких зданий. Для имитации проволочного ограждения использованы куски колючей проволоки. Они же служат в фотокомпозиции условными «рамками» главного объекта.

Съёмка осуществлялась в режиме ручной настройки. Поставлены значение диафрагмы — 3.2, чувствительность ISO – 100, выдержка – 800. Баланс белого – автоматически регулируемый. Экспозамер – матричный, используемый «по умолчанию». Съёмка производилась со штатива. Фотография, согласно технологиям начала прошлого века, сделана чёрно-белой, посредством обработки в системе «Лайтрум». При сохранении достаточно резкости изображения понижена «рельефность», чтоб фотография не выглядела слишком чётко для фотооборудования той эпохи.

Халхин-Гол, 1939

2) Вторая фотография – «Халхин-Гол, 1939». Посвящена вооружённому конфликту СССР и Японии на территории Монголии, изображает советскую бронетехнику на позициях, готовящуюся к атаке. Съёмки производились в степи Иволгинского района, неподалёку от Иволгинска. Ракурс выбран так, чтоб в кадр не попадали современные инженерные сооружения, а также объекты, по которым можно будет оценить масштаб главных объектов композиции. С этой же целью вокруг места композиции пришлось вырвать траву. На переднем плане модель бронеавтомобиля БА-10, на заднем – танков БТ-7 и Т-26. Эта техника использовалась Красной Армией в 30-е годы. Модели танков выполнены в значительно меньшем масштабе, поэтому они были отставлены дальше на задний план, таким образом истинное соотношение размеров замаскировало впечатление большого расстояния.

Съёмка осуществлялась в режиме ручной настройки. Значение диафрагмы, ввиду яркого солнечного дня и отсутствия необходимости слишком сильно размывать задний план было поставлено на 9, выдержка – 160 (получилось при уравновешивании экспозиции), ISO – 100. Использован частичный экспозамер, поскольку предполагалось выделить центральный объект кадра. Посредством «Лайтрум» изображение сделано монохромным, несколько снижена «рельефность» поверхностей.

Вторая Мировая

3) Третья фотография – «Вторая Мировая» — посвящена эпизоду танкового боя Великой Отечественной между советским танком ИС-2 и немецким «тигром». Предполагается, что «тигр» уже подбит или брошен экипажем, поэтому ИС-2 без опаски приближается к нему. Для имитации подбития разжечь огонь не позволили погодные условия, хотя первоначальная задумка предполагала сильный дым, идущий откуда-то из-за модели «тигра». Также используется перекопанная глинистая земля на вершине старой кучи грунта от строительных работ. Ракурс выбран так, чтоб на задний план попал лес с сопок на окраине Улан-Удэ.

Настройки ручные: диафрагма – 5, чтобы задний фон получился достаточно размытым, выдержка 250 с, ISO – 100, матричный экспозамер. Изображение сделано монохромным, и обработано в «Лайтруме» специальным «пресетом», придающим фотографии более «старинный» вид.

Грозный, 1995 год

4) Четвёртая фотография – «Грозный, 1995 год». Посвящена эпизоду Первой Чеченской войны, изображает российскую БРДМ-2 на улицах разрушенного Грозного. Фотография уже сделана цветной, но с помощью средств системы «Лайтрум» ей постарались придать стилистику фотоснимков 90-х.

В качестве фона использовано полуразрушенное здание в 110-х кварталах Улан-Удэ, модель БРДМ в действительности стоит на куске плоского шифера, который удерживается левой рукой, в правой руке фотоаппарат. Режим ручной, диафрагма – 5, выдержка 250 с, ISO – 100, матричный экспозамер.

Ирак, 2003 год

5) На пятой фотографии, под названием «Ирак, 2003 год» изображается эпизод вторжения армии с США в Ирак. Хотя эта сцена могла происходить и несколько ранее в Афганистане, или в начале 90-х во время операции «Буря в пустыне» — в общем, в любом ближневосточном конфликте последних 30 лет, где участвовали США.

Фотография показывает американский армейский автомобиль «Хамви», пробирающийся через песчаные барханы. Съёмка выполнена на возвышенности у берега Селенги, в предместьях Улан-Удэ. Песок насыпан в картонную коробку ракурс выбран так, чтоб в кадр не попали ветви сосен и сопки на горизонте. Фотография выполнена цветной, но приближена к стилю любительских фотографий начала «нулевых». Модель автомобиля в действительности имеет тёмно-зелёный цвет, не слишком уместный для техники, направленной в пустынную зону боевых действий, поэтому с помощью средств «Лайтрума» её постарались «перекрасить» в цвет, более близкий к пустынному камуфляжу. Песок, изначально имевший скорее серый оттенок, также с помощью корректировки цветовой гаммы «окрашен» в более уместный для Ближнего Востока жёлтый цвет. Режим ручной, диафрагма – 9, выдержка 100 с, ISO – 100, частичный экспозамер.

По итогам этого выпускного экзамена я стал счастливым обладателем «корочки», что я теперь прошедший обучение фотограф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *