Частный сектор угрожает воздуху столицы Бурятии

Последние годы в Улан-Удэ остро стоит проблема чистого воздуха. Она тесно связана с значительным расширением частного сектора на окраинах города, где по традиции отопление печное и мини-котельными. Попробуем рассмотреть, как именно индивидуальная жилищная застройка влияет на экологическую обстановку в Улан-Удэ, и какие способы предлагаются для решения проблемы.

Экологическая угроза частных подворий

Мониторинг загрязненности воздуха по городам ведёт Роспотребнадзор, классифицируя по следующим категориям: нормальная, низкая, повышенная, высокая, очень высокая. Улан-Удэ с 2013 года находится в последней категории. Также Роспотребнадзор оценивает степень влияния загрязненности атмосферы на здоровье населения: согласно ему, негативное воздействие ощущает на себе 81% жителей города. Ситуация хуже только в Норильске, где негативное влияние ощущает 99% жителей.

Кроме того, Минприроды России ведёт мониторинг по индексу загрязнения атмосферы (ИЗА), максимальное значение которого – 14 баллов. И Улан-Удэ входит в восемнадцать городов с этим показателем.

— У всех этих городов обнаружены разные вещества, наносящие вред здоровью жителей. Если говорить об Улан-Удэ, это прежде всего бензапирен, формальдегид, взвешенные частицы РМ-2,5 и РМ-10. Такие выбросы образуются только при сжигании твёрдого топлива: дров и угля, — сообщил председатель проектно-аналитического комитета администрации Улан-Удэ  Вадим Имедеев.

Он отмечает, что это характерно не для каменного угля, а бурого, активно используемого населением ввиду дешевизны. Всё это, по его словам, однозначно указывает, что в Улан-Удэ вредные выбросы идут от разросшегося частного сектора.  Городская теплогенерация тоже оказывает своё влияние, но она не настолько значима. Во-первых, ТЭЦ в городе стоят давным-давно, но раньше таких проблем не было. Во-вторых, ТЭЦ всё же поднадзорный объект, относящийся к первой категории надзорности.

Источники загрязнения первой категории – ТЭЦ и крупные производства – контролируются на федеральном уровне, республиканские и муниципальные власти вмешиваться не вправе. Конкретно контроль осуществляет управление Росприроднадзора по Улан-Удэ: они отслеживают работу систем газоочистки, фильтрацию выбросов. Вторая и третья категории – частные котельные юридических лиц – контролируются Бурприроднадзором. А вот котельные четвёртой категории – домашние котлы и печи – по закону неподконтрольны в принципе. Никто не имеет права зайти к человеку в дом и сказать: «Ага, ты загрязняешь воздух, давай-ка прекращай это дело!».

Это создаёт большие проблемы с точки зрения законодательства. Так, при научно-исследовательских работах по загрязнению воздуха автономные источники от частных лиц в микрорайонах Левобережья, Шишковки, Комушки приходится учитывать по площадям, без указания конкретики. Тем не менее, к концу 2020 года впервые удалось посчитать количество домов, отапливаемых углем и дровами. Результаты оказались шокирующими.

— Раньше считалось, что таких домов порядка 40 тысяч. Сейчас цифры такие: в Улан-Удэ 45 тысяч домов, и в прилегающей агломерации – Поселье, Нижний Саянтуй, Эрхирик – количество домов составляет свыше 67 тысяч домов. Для сравнения: в миллионном Красноярске всего 12 тысяч частных домов, а в Чите, сопоставимой с нами по размеру, их лишь около 25 тысяч. То есть такой ситуации с частным сектором, как в Улан-Удэ, нет вообще нигде в России, — говорит Вадим Имедеев.

По данным администрации Улан-Удэ, означенные 67 тысяч подворий на 2/3 отапливаются дровами, но потребление угля ежегодно растёт на 8-10%. Следует отметить, если частный сектор Левобережья находится на ровной площадке, и сам же страдает от своих выбросов, то поселки Аршан, Шишковка, Комушка, Горький, а также Нижний Саянтуй и Эрхирик по отношению к Улан-Удэ расположены на возвышенностях. При азиатском антициклоне загрязненные воздушные массы спускаются от них в нижние пойменные части Уды и Селенги. А там 20-е и 40-е квартала, городской центр – то есть самые густозаселённые микрорайоны.

Врио министра природных ресурсов и экологии Бурятии Наталья Тумуреева, ещё будучи простым специалистом-экологом, отмечала, что возникшая проблема – следствие отсутствия контроля за застройкой частного сектора ещё в бытность мэром Геннадия Айдаева. Она также подчёркивает – задымление создаётся именно низкими трубами печей и малых котельных, у городских же ТЭЦ дым выводится в более высокий слой атмосферы, где рассевается воздушными потоками без особого вреда для города.

Пути решения

Специалисты предлагают различные способы альтернативного отопления. Например, электрокотлы или тепловые насосы. Эксперимент доктора физико-математических наук Андрея Номоева по отапливанию электричеством жилого дома в 100 квадратных метров, начатый в 2020 году, показал, что за месяц стоимость израсходованной электроэнергии составила примерно столько же, сколько стоимость дров, расходуемых за тот же период: около 7000 рублей. Кроме того, наметилась тенденция к удорожанию дров, обычно закупаемых грузовиками.

Бизнесмен и эксперт-теплоэнергетик Владимир Афанасьев продвигает тепловые насосы, работающие по тому же принципу, что и бытовой холодильник, только холод отводится в землю. Она позволяет тратить всего 1 рубль — на 1 кВт/ч отопления. Однако установка необходимого оборудования на типичный жилой дом обойдётся минимум в 400 тысяч рублей, а то и значительно выше. Поэтому, по мнению эксперта, для широкого внедрения подобных технологий необходима программа государственного субсидирования частных домохозяйств. Кроме того, эксперт высказал опасения, что электросети могут не выдавать необходимую мощность, или не выдержать массового перехода на электроотопление. Особенно это касается микрорайонов Левобережья, которые с 90-х разрастались хаотично, часто самовольной застройкой.

«Если часть домов хозяйств перейдут на электрообогрев, электросети просто не выдержат. Поэтому необходима реконструкция электросетевого хозяйства», — заявляет Владимир Афанасьев.

Депутат Госдумы Николай Будуев также считает электроотопление выходом из положения, а что касается мощности сетей, это проблема сетевых компаний.

— Необходимо снижение цены на электричество до уровня, когда дешевле обогреваться электричеством, а не дровами. Выдержат ли электросети — это вопрос к МРСК. Они десятилетиями собирают деньги, уже сидящие в тарифе на модернизацию сетей. Потому это не наша головная боль, а их. Ещё раз: содержание сетей, то есть и деньги на их модернизацию сидят в тарифе. Тогда о каких еще дополнительных средствах они просят? – прокомментировал Николай Будуев.

Отметим, утром 11 февраля в Бурятию прибыл полпред президента РФ по ДФО Юрий Трутнев. На совещании с его участием затронули проблему чистого воздуха. Аналогичное совещание проводилось ранее, в октябре 2020 года, после которого он давал задание проработать вопрос включения Улан-Удэ в федеральный проект «Чистый воздух». Это часть нацпроекта «Экология», в его рамках выделяются средства на модернизацию систем тепло и эклектрогенерации, строительство транспортных развязок, альтернативные источники отопления.

Чтоб участвовать в этой программе, Минприроды Бурятии и мэрия Улан-Удэ в настоящее время готовят комплексный план, который предоставят до 18 февраля. Он предполагает  реконструкцию электросетей и электросетевого хозяйства, строительство специального железнодорожного терминала и хранилищ для сжиженного природного газа, основное и дополнительные хранилища, перевод малых котельных на газ. Туда же входит строительстве теплотрасс для ликвидация малых котельных, расселение и снос многоквартирных домов на печном и котельном оборудовании, производство бездымного топлива для остановки роста потребления угля, строительство путепроводов и развязок для расконцентрации потоков транспорта на перегруженных автодорогах, производство энергоэффективных материалов и отопителей.

По информации мэрии Улан-Удэ реконструкция сетей также позволит жителям частного сектора использовать ночной тариф, составляющий 1,77руб кВт/ч с 23.00 до 7.00, что может снизить выбросы на 30-40%. По мнению всех специалистов, занимающихся проблемой воздуха в Улан-Удэ, переход на электрическое отопление – единственный выход. Вопрос лишь в том, где изыскать средства на модернизацию электросетей и внедрение необходимого оборудования.

p.s. Добавим, глава Бурятии Алексей Цыденов ещё в мае 2020 года создал межведомственную комиссию по проблеме загрязнения воздуха, а также поднимал вопрос о переводе на газ котельной Улан-Удэнского авиазавода — одной из самых крупных в городе.

Для sm-news

One Reply to “Частный сектор угрожает воздуху столицы Бурятии”

  1. Все это прожЭктерство, особенно тепловые насосы. Их даже за 400 тыс не поставить. Он еще дороже.

    Нужно создавать рабочие места, разбираться с рынком строительства, упорядочить его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *