Гражданская война в Бурятии: как Рокоссовский отбил рейд Резухина

После долгого перерыва начинаю снова вести сайт. Буду выкладывать крупные публикации, которые делал в «МК в Бурятии» за два года работы в этом издании.

Гражданская война в своё время затронула и территорию Бурятии. В этом году исполняется сто лет одному из её ярких местных эпизодов: бою будущего маршала Рокоссовского с белым генералом Резухиным.

К сожалению, история Гражданской войны в Забайкалье – тема не слишком популяризованная в наши дни. Попробуем немного приоткрыть малоизвестные страницы тех событий.

Вторжение Унгерна

К 1921 году территория нынешней Бурятии входила в так называемую Дальневосточную республику – буферное государство, основанное советской властью в Забайкалье и на Дальнем Востоке. В Монголии же к этому моменту самую влиятельную военную силу олицетворяла Азиатская дивизия, которой командовал харизматичный белогвардейский генерал, барон Роман фон Унгерн-Штернберг. Он как раз освободил Монголию от китайской оккупации и вернул власть законному монарху. Склонный к мистицизму барон, которого считали воплощением божества войны, был одержим идеей уничтожить большевиков и воссоздать империю Чингисхана, основанную на духовно чистых традициях Востока.

Генерал Резухин

Главным помощником Унгерна был генерал-майор Борис Петрович Резухин. Об этом человеке остались скудные сведения. Известно, что он служил во 2-м Верхнеудинском казачьем полку, хотя не был забайкальцем, участвовал в Первой Мировой, где получил ордена Святого Станислава 2-й и 3-й степени, с мечами и бантом и ордена Святой Анны 2-й, 3-й и 4-й степеней. С Унгерном подружился ещё по совместной службе в Кобдо в 1913 году, и в Гражданскую вступил в его отряд, быстро сделав карьеру до заместителя. Более трезвомыслящий и расчетливый Резухин как бы уравновешивал буйность и авантюристичность барона.

Весной 1921 года Унгерн принял решение вторгнуться из Монголии в Забайкалье, чтоб уничтожить там власть большевиков. Барон был уверен, что его поддержит готовое восстать население, что другие белые генералы тоже атакуют красных, и советская власть в Сибири рухнет. (Время показало неверность этой оценки). По замыслу Унгерна, вторжение должно было осуществляться двумя колоннами. Основные силы во главе с самим бароном, должны были идти через Кяхту (Троицкосавск) на Верхнеудинск, параллельно бригада под командованием Резухина должна была идти вдоль левого берега Селенги, чтоб захватить Татауровский мост Забайкальской железной дороги, попутно отвлекая на себя силы красных и поднимая станичников на борьбу. После майских пограничных стычек бригада Резухина 1 июня перешла границу ДВР, вторгшись на территорию современного Джидинского района Бурятии. Численность войск Резухина оценивалась примерно в 1500 бойцов. После стычки с сотенным отрядом красноармейцев бригада стала наступать на север к станице Желтуринской. Здесь и произошёл бой с Рокоссовским.

Бой под Желтурой

К этому времени Константин Рокоссовский командовал 35-м кавалерийским полком 35-й стрелковой дивизии 5-й армии, а служил в Забайкалье с 1920 года. Его полк и пришёл на помощь 2-му пехотному батальону 311-го полка 35-й стрелковой, отражавшему атаку Резухина.  Под Желтурой ещё с 1920 года были оборудованы позиции в стиле Первой Мировой с ростовыми окопами, пулемётными гнёздами и даже проволочными заграждениями, их и пришлось штурмовать бригаде Резухина. Бои начались с раннего утра, к этому времени белые заняли расположенный неподалёку от станицы Желтуринской кожевенный завод. Атакой 35-го полка удалось их оттуда вытеснить. Завязались бои, в которых белогвардейцам в какой-то момент удалось окружить 2-й батальон. Тогда Рокоссовский во главе двухсотенного отряда лично атаковал фланг Резухина.

Рокоссовский

«Красноармейцы с обнаженными клинками вихрем перелетели через изгородь и небольшую протоку и обратили головной отряд противника в бегство.
Сам Рокоссовский, отпустив поводья, скакал впереди с клинком и маузером в руках. В одной из атак, в Намаке, под ним убили его любимого коня, а самого ранило в ногу. Однако и раненый, с перевязанной ногой он продолжал отважно руководить боем. Несколько раз бросались в контратаку храбрые конармейцы, и пробиться к селу белым так и не удалось. До самого вечера продолжался этот не равный бой. В результате резухинцы, не смотря на подавляющийся перевес, вынуждены были бесславно повернуть обратно в Монголию», — вспоминал тот бой красноармеец Н.В. Суетин.

За этот бой Рокоссовский получил второй орден Красного знамени, в приказе о награждении говорилось: «во главе кавполка врезался в самую гущу противника, лично зарубив девять человек». Сам Рокоссовский в книге «Солдатский долг»ограничился скупыми словами: ««В июне 1921 года Красная Армия добивала барона Унгерна на границе с Монголией. У станицы Желтуринская 35-й кавполк, которым я командовал, атаковал прорвавшуюся через нашу пехоту унгерновскую конницу. В этом бою я был ранен второй раз, в ногу с переломом».

Отступление Резухина

Бой под Желтурой вынудил белых отступить, генералу Резухину пришлось скорректировать дальнейшие планы.

«В бою нами взято три пулемета и десятка два пленных. Вечером генерал Резухин отказался от мысли прорваться внутрь Забайкалья через желтуринское дефиле, чтобы не нести напрасных потерь. В ночь со 2 на 3 июня бригада отошла от станицы тем же путем и, перейдя государственную границу, свернула на восток», — вспоминал в книге о Унгерне поручик Николай Князев.

Бригада Резухина двинулась к станице Боссий, неподалёку от которой произошла стычка с трёхсотенным отрядом красных, кончившаяся их разгромом. Белогвардейцам удалось взять много трофеев и около 60 пленных, тут же примкнувших к ним. В самой станице, по воспоминаниям Князева, унгерновцев встретили тепло, но примкнуть не согласился ни один казак. Идея барона нарастить отряды за счёт станичников провалилась. 7 июня произошёл новый бой с красными у Билютая, снова кончившийся победой бригады. Путь на Татаурово и Верхнеудинск стал открыт. Но Резухин, не имея связи с бароном, и зная о значительном численном превосходстве красных, не решился продолжать план, и принял решение отступать в Монголию. При отходе произошло несколько боёв – на острове близ Зарубино, где бригада встала лагерем, потом на перевале Дзун-Харьястай, и заключительный – 11 июня в урочище Будун, где бригада разгромила четыре батальона РККА, пытавшихся отрезать ей наступление. После чего Резухин смог беспрепятственно уйти в Монголию. Туда же отступили и основные силы барона, потерпевшие поражение под Кяхтой.

В заключение

Первое вторжение Унгерна кончилось неудачей. Спустя месяц барон предпринял новую попытку, также кончившуюся разгромом. Моральный дух его бойцов сильно упал, а известие о намерении идти в Тибет через гиблую пустыню Гоби привёл к бунту. Генерал Резухин был застрелен мятежниками, Унгерн сумел сбежать, но был схвачен своими телохранителями-монголами и связанный брошен в степи, где его и нашли бойцы Рокоссовского. Так кончилась история безумного «самодержца пустыни» и его ближайшего помощника. Дальнейшую же историю Константина Рокоссовского нам всем хорошо известна. И сейчас в центре Улан-Удэ стоит памятник легендарному маршалу, чья жизнь оказалась связана с историей Бурятии.

«МК в Бурятии»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *