Потомок князя Гантимура стал историком Сибирского казачества и офицером Белой гвардии

Эвенкийский князь Гантимур, принявший в 17-м веке русское подданство, и присоединивший к России немалые территории в Забайкалье и Приамурье, стал также родоначальником известных в России дворянских фамилий. Это Гантимуровы, а также Катанаевы – потомки его старшего сына Катаная. Среди потомков Гантимура былом много выдающихся деятелей, служивших на благо Российской Империи. Один из них – Георгий Ефремович Катанаев из Омска. В историю России он вошёл как представитель военной интеллигенции, общественный деятель, участник Белого движения, но в первую очередь – как историк и краевед, создававший историографию сибирского казачества.

Г.Е. Катанаев

Георгий Ефремович Катанаев родился 22 апреля 1848 года в станице Атбасарской в Тобольской губернии (ныне город Атбасар в Акмолинской области на севере Казахстана), в семье хорунжего Сибирского казачьего войска. Учился в кадетском корпусе в Омске, который окончил в 1866 году, получив звание хорунжего. Был зачислен в 1-й военный округ Сибирского казачьего войска. В 1870 году направлен в 1-й Сибирский казачий полк на должность адъютанта. Там он и познакомился с известным географом и идеологом «сибирского областничества» Григорием Потаниным, который вместе с единомышленниками был заключённым Омской гауптвахты.

В 1871 году Георгий Катанаев поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, которую окончил в 1872 году. После этого вернулся в Омск, служил преподавателем истории и географии в Омской военной гимназии и офицером особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири Н. Г. Казнакове, а также начальником казачьего отделения штаба Западно-Сибирского военного округа. По настоянию Н. Г. Казнакова поступал в академию Генштаба, но пришлось уйти, отучившись всего три курса, поскольку имел чин лишь войскового старшины, а в академии могли обучаться только обер-офицеры. С 1889 года был председателем войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска – до 1906 года, когда вышел в отставку.

Отметим, Георгий Катанаев на протяжении всей жизни совмещал военную службу с научной и общественно-просветительской деятельностью. Он был одним из создателей в 1870-х годах Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, и 34 года состоял в его рядах, будучи активным участником. В 1908 году была издана его историческая работа: «Краткий исторический обзор службы Сибирского казачьего войска с 1582 по 1908 годы». Другие известные работы на эту тему — «Киргизский вопрос в Сибирском казачьем войске» и «Западно-сибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русской Сибири и средней Азии».

В 1916 году Георгий Катанаев основал еженедельник «Сибирские казачьи ведомости», и был его редактором. В том же 1916 году им была опубликована брошюра «Когда и при каких обстоятельствах основан Омск», в ней он предлагал датой основания города считать 2 августа (20 июля по старому стилю) 1716 года.


Г. Е. Катанаев. Рисунок опубликован на kvnews.ru

Можно добавить, во время визита в Степное генерал-губернаторство цесаревича Николая II в июле 1891 года, когда наследник престола возвращался из путешествия в Азию, полковник Георгий Катанаев вошёл в состав комиссии по встрече, как представитель Сибирского казачьего войска. Он же выступил для высокого гостя «гидом», организовав экспозиции о жизни и службе сибирских казаков, Николаю II подарили серебряное блюдо, изготовленное по задумке Катанаева, с изображением казака на гранитной скале, украшенной знаменами, пиками и пушками. О торжественной встрече будущего русского императора подробно пишет его спутник, известный дипломат и востоковед князь Успер Ухтомский, в третьей части своей знаменитой работы «Путешествие на Восток государя императора Николая II в 1890 1891 гг».

«Показывая Цесаревичу съемочные и межевые работы, полковник Катанаев пояснил, что земли Войска разделяются на четыре разряда: и) земли, находящиеся в пользовании казаков и составляющие так называемые «юртовые казачьи наделы» (они занимают почти две трети всех войсковых земель или несколько более трех миллионов деся­тин); 2) земля так-называемого войскового запаса, служащего для надела еще не наде­ленных казаков и офицеров (запасов этих с каждым годом становится все меньше и меньше); третий разряд составляют офицерские наделы, Высочайшею волею предоставленные в потомственную собственность офицеров и чиновников Сибирского войска; наконец четвертый разряд земель, тянущихся почти сплошною полосою вдоль полосы юртовых и запасных земель, образуют земли так называемой десятиверсткой полосы, состоящей лишь во временном пользовании войска на случай пополнения недо­статка в других землях», — говорится в книге Ухтомского.

В этом же труде приводится и описание встречи от лица самого полковника Катанаева.

«Ровно в восемь часов из-за интендантских складов показался окруженный конвоем урядников при офицере экипаж Государя Цесаревича: Его Высочество сидел рядом с командующим войсками округа и войсковым атаманом бароном Таубс. Народ загудел и мощное «ура» покатилось по лагерному полю, переполненному всякого звания, чина, пола и возраста народом. Шагах в трехстах от правого фланга Его Высочество пересел верхом на вороного коня, нарочно для сего приведен­ного из табунов Новорыбинского казака Чернигина. За Цесаревичем пересела на лошадей свита.

Раздалась команда; «Смирно!» — «Пики в руку, шашки вон!» и командующий парадом под звуки встречного марша поскакал на встречу с рапортом.

Глаза всех (как стоящих во фронте, так и присутствующего народа) устрем­лены на Цесаревича. Вот Он подъехал к кадетам: «Здравствуйте, господа!» — ясно слышится повсюду. «Здравия желаем, Ваше Императорское Высочество!» — отве­чают сотни детских голосов.

Цесаревич едет по фронту. — «Ура» раздаются восторженные клики тех-же голосов.

«Здравствуйте, братцы!» — слышится опять тот-же отчетливый привет, обра­щенный к батальону солдат», — описывается смотр цесаревичем казаков Сибирского казачьего войска.

В 1918 году, после свержения в Сибири  Советской власти, Георгий Катанаев становится редактором ежедневной войсковой газеты «Иртыш», а также членом Военного совещания при Временном Сибирском правительстве. В сентябре 1918 он в качестве делегата от Сибирского казачьего войска участвует в работе Уфимского государственного совещания.

После переворота 18 ноября 1918 года адмирал Колчак назначает его членом Военного совета при Верховном правителе России и председателем Особой комиссии по расследованию деятельности лиц, причастных к большевизму. В феврале—марте 1919 года Георгий Катанаев возглавляет Чрезвычайную следственную комиссию для расследования действий атамана Григория Семенова, выезжавшую в забайкальскую столицу Читу. Уже 10 апреля 1919 он становится членом Центральной следственной комиссии, а с 15 мая её председателем.

Параллельно Георгий Катанаев готовил монументальный исторический труд «История Сибирского казачьего войска». Но в ноябре 1919 года пришлось эвакуироваться в Иркутск, и во время этого переезда многие собранные им ценные исторические материалы оказались утрачены безвозвратно.

В январе 1920 года Георгий Катанаев был арестован большевиками в Иркутске, и содержался в одной тюрьме с адмиралом Колчаком.  Но ввиду «дряхлости» и отсутствия серьезных обвинений был освобождён, после чего вернулся в Омск, где и провёл последний год жизни. Но и этот год он продолжал работать, возглавляя отдел истории и археологии в Музее ЗСОИРГО.

Умер Георгий Катанаев в Омске 18 декабря 1921 года, похоронен был на Казачьем кладбище.

С сайта республиканского центра эвенкийской культуры «Арун»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *