Welcome to Buryatia: что грозит событийному туризму в республике

Последние годы в Бурятии вновь делается ставка на развитие туризма. Одним из приоритетных направлений является т.н. событийный туризм – связанный с региональными праздниками, фестивалями, этнокультурными мероприятиями.

Как сообщила министр туризма Бурятии Мария Бадмацыренова, в республике ежегодно проходит свыше ста мероприятий районного и республиканского масштаба, имеющих уникальное содержание исторического, культурно-познавательного, спортивного характера, а также отражающих туристскую привлекательность Бурятии. Среди наиболее популярных событий, ежегодно проводимых в республике, она отметила международный туристский проект «Сказочный Сагаалган в Бурятии», национальный спортивно-культурный праздник «Сурхарбан», фестиваль национальных традиций «Буузын-Баяр», международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников», международный фольклорный фестиваль «Ночь ёхора», фестиваль водных видов спорта «Байкальский ветер». Министр туризма упомянула и эвенкийские этнокультурные праздники, такие как «Больдёр», «Бакалдын», «Фестиваль имени Гончикова».

Мария Бадмацыренова

— Основная задача проведения таких мероприятий – формирование имиджа Республики Бурятия на мировом рынке как безопасного, привлекательного, доступного и модного туристского направления. Мы поддерживаем и развиваем этот вектор деятельности, используя весь спектр коммуникаций, включая меры событийного, представительского характера, межкультурные коммуникации, рекламу и информирование, — рассказа Мария Бадмацыренова.

Сказочный Сагаалган-2016

Она подчеркнула, событийные мероприятия играют большую роль в продвижении и популяризации сельского туризма. Например, в сельских поселениях проводятся такие уникальные праздники, как «Яблочный спас в Посольске», «Клубничный рай в Выдрино», «Фофоновский огурец», «Фестиваль черёмухи на Чикое», «Ягодное лукошко» в Кике, «День Табунщика» в Еравне.

— Эти, и подобные им праздники в других деревнях способствуют эффективному продвижению натуральных продуктов, производимых на селе. Проведение таких мероприятий, с возможностью дегустации местных деликатесов и проведению мастер-классов по приготовлению национальных блюд, играет большую роль в продвижении региона как одного из основных российских центров гастрономического туризма. В том числи и в рамках проекта ЮНВТО «Великий Шёлковый путь», — говорит Мария Бадмацыренова.

По её мнению, туристский потенциал событийного туризма Бурятии как сердца Российской Азии и международного центра туризма на востоке России также играет немаловажную роль.

— Событийный туризм республики выходит на всероссийский и международный уровень. Пример «Сказочный Сагаалган в Бурятии», в рамках которого в Республике гостили узбекский и греческий Деды Морозы. Безусловно, мы намерены продолжать работу по формированию подобных ивент-мероприятий в национальном стиле. Таким образом, формируемый в республике календарь событий способствует более равномерному распределению туристских потоков в течение года, привлечению разных целевых групп туристов, диверсификации туристского продукта Бурятии, — заявила Мария Бадмацыренова.

При этом она несколько затруднилась дать оценку экономическому эффекту от проведения вышеперечисленных мероприятий. Эксперты Бурятии к перспективам событийного туризма относятся достаточно скептично. По мнению специалиста-регионоведа, доцента БГУ Владимира Родионова, всевозможные этнокультурные праздники служат в первую очередь имиджевыми акциями.

Владимир Родионов

— С одной стороны, такие мероприятия, наверное, имеют значение, с точки зрения привлечения туристов в республику, как из России, так из-за рубежа. С другой стороны, я не думаю, что они создают основной вклад в общий турпоток. Ведь они имеют разовый характер, проводятся раз в год, и вряд ли смогу кардинально изменить ситуацию в области туризма. Думаю, значимость таких мероприятий в том, чтобы разрекламировать республику, привлечь внимание к ней. Что в дальнейшем может сказать на общем потоке туристов в наш регион, — считает Владимир Родионов.

По его мнению, крупные культурные фестивали — скорее яркая рекламная вывеска, которая показывает Бурятию с хорошей стороны. Но привлекаемые ими объёмы туристов вряд ли можно считать основными в общем потоке. Эксперт отмечает, многие туристы добираются самостоятельно, живут в палатках «дикарями», поэтому отследить их и количество израсходованных ими денег очень сложно.

Вступление в Бурятии в Дальневосточный федеральный округ тоже может повлиять на рост турпотока. Напомним, в апреле министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, посещая Бурятию, заявил, что с 1 июня 2019 года граждане 18 стран смогут получить электронную визу для посещения Бурятии и Забайкальского края. Как сообщил министр, она должна выдаваться на 30 дней, бесплатно, без взимания сбора, за четыре дня до выезда и без вызова. В перспективе это должно привести к росту туристического потока. Добавим, правительство республики последние годы нацелено развивать туризм. Глава Бурятии Алексей Цыденов, вступив в должность, сразу заявил о туризме как о перспективном направлении. Именно он учредил в республике министерство туризма.

«Туризм — это то, что даёт нам возможность поделиться теми красотами, которые есть в республике. Это то, что даёт возможность привлечь гостей. И, конечно, туризм — это возможность республики развиваться. Это возможность нашим людям зарабатывать», — заявлял Алексей Цыденов.

«Голос кочевников»

В заключение, можно упомянуть, в настоящее время, с 12 по 14 июля в Бурятии проходит ежегодный музыкальный фестиваль «Голос кочевника». Участвовать в нём, по традиции, съезжаются самобытные исполнители из самых разных регионов России, а также зарубежья. В 2018 году «Голос кочевника», по оценкам Министерства культуры Бурятии, посетило свыше 8300 человек. 

Можно также отметить, в конце июня в Баунтовском эвенкийском районе Бурятии прошёл межрегиональный эвенкийский национальный праздник «Больдёр-2019». Мероприятие собрало около двух тысяч посетителей. При этом праздник проводился в отдалённом северном районе республики, к которому отсутствует нормальная автодорога, путь занимает практически весь день. В случае более развитых коммуникаций «Больдёр-2019» мог бы собрать значительно больше посетителей.

«Больдёр-2019»

Подводя итог, можно сказать, что событийный туризм в республике в любом случае развивать следует. Но развитие туризма, и событийного, и вообще, должно сопровождаться развитием инфраструктуры, в том числе и дорог в отдалённых сельских районах. Также нужна более эффективная система учёта въезжающих туристов для более точной оценки величины турпотоков и их экономической отдачи.

Для sm-news

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *