«Мусорная» реформа в Бурятии: готовы ли люди играть по новым правилам

Проблема утилизации мусора – давняя боль природоохранной зоны Байкала в Бурятии. Проблемы системы утилизации, помноженные на безалаберность населения, порождают массовые нелегальные свалки, в том числе на особо охраняемых природных территориях.

В некоторых сельских районах республики, таких как Тункинский, нелегальные, стихийные свалки превратились в настоящий бич. Запреты Тункинского национального парка, направленные на сохранение природы, парадоксальным образом дали обратный эффект. Впрочем, нелегальные свалки характерны для всей территории Бурятии. Подобное явление совершенно не способствует туристической привлекательности региона. Хотя глава республики Алексей Цыденов заявлял о планах сделать туризм «локомотивом экономики».

Власти республики все же предпринимают меры для ликвидации проблемы отходов. Напомним, с 1 апреля 2019 года в Бурятии начал работу региональный оператор по мусору, группа компаний «Эко Альянс». Для обеспечения работы оператора для жителей республики был установлен специальный тариф, наряду с другими обязательными платежами. Это вызвало проявления недовольства населения и без того с невысокой платёжеспособностью. Ввиду этого был установлен минимальный тариф. Сама же мера – необходима.

В проблеме мусора в Бурятии одна из главных проблем – человеческий фактор. Пока жители республики, особенно в сельских районах, не стремятся к осознанному потреблению, попросту выбрасывая мусор в любом подвернувшемся месте. Кроме того, сельские жители никогда не платили за вывоз мусора, и подобные инициативы встречают враждебно. Им проще выбросить мусор где-нибудь «на природе»: в лесу, в степи. Поэтому «мусорная реформа» в Бурятии была направлена именно на то, чтобы люди перестали сваливать отходы где попало, а весь мусор вывозился централизованно. Региональный оператор либо утилизирует, либо перерабатывает мусор, либо проводит захоронение. Теперь же, когда платёж за утилизацию мусора стал обязательным, проще сдавать отходы региональному оператору.

«Оператор будет обязан обеспечить вывоз коммунальных отходов даже из тех поселений республики, где раньше не вывозился мусор, расставить контейнеры там, где их нет, вывозить на полигоны, сортировать мусор, чего раньше не было. Проблема в том, что люди не доезжают до полигонов и начинают вываливать мусор по дороге. Мы выстраиваем работу так. чтобы сразу был эффект», — заявлял глава Бурятии Алексей Цыденов.

Следует отметить, вывоз мусора из каждой отдельно взятой деревни – задача достаточно затратная сама по себе. И окажется ещё большее затратной, если собирать пакеты с мусором от каждого подворья, а не вывозить его с какой-то специально оборудованной свалки, которых в посёлках зачастую и не бывает. В идеале, содержание специально оборудованных площадок для сбора отходов в посёлках – обязанность местных муниципалитетов. На практике сельские муниципалитеты такие площадки никогда не обустраивали и не особо стремятся этим заниматься. По их мнению, эту проблему должен решать также региональный оператор. Многие граждане искренне убеждены, что последствия их свинства должно устранять государство.

В результате хорошая реформа споткнулась о неприятие людей, ведь в перспективе конечная цель реформы — ликвидировать все нелегальные свалки возле населённых пунктов.

Вторая проблема, с которой столкнулись при реализации реформы – недостаток в Бурятии оборудованных полигонов. На строительство новых не предусмотрено в республиканском бюджете средств, кроме как в рамках федерально-целевой программы, которая заканчивается в 2020 году. Новые же программы не предусматривают их строительства вообще, предполагая, что уже к тому времени будет организован раздельный сбор мусора. Но в Бурятии на данном этапе это – утопия, особенно в сёлах. В результате мусор с нелегальных свалок попросту некуда везти.

Прокуратура республики в борьбе с мусором пошла по своему пути. Она подаёт в суд, выигрывает, после чего местные власти обязаны убрать свалку. Но опять же, упирается в вопрос, куда везти?
В настоящее время в Бурятии подготовлена проектно-сметная документация на шесть мусорных полигонов, которые включают в себя сортировку и дальнейшую утилизацию. Сейчас руководство республики добивается выделения средств на постройку хотя бы двух новых полигонов. Частного инвестора на это привлечь не удастся, ведь это повлечёт существенное увеличение тарифа. Что вызовет предсказуемую реакцию населения. Следует отметить, что тариф на утилизацию мусора необходим, полигоны без него тоже не могут функционировать.

Можно добавить, 24 июля 2019 года в Москве прошла стратегическая сессия «Международные практики по обращению с отходами на особо охраняемых природных территориях». Участники обсуждали вопросы, касающиеся разработки руководства Агентства стратегических инициатив по оптимизации обращения с отходами на ООПТ и возможности применения ведущих мировых решений на природных территориях России. Как заявила замглавы АСИ Ольга Захарова, к сентябрю будет подготовлено руководство по борьбе с мусором на ООПТ. В создании документа примет участие фонд поддержки прикладных экологических разработок и исследований «Озеро Байкал», опираясь на лучшие международные практики и аналогичный опыт в России.

Надо отметить, стихийные мусорные свалки вредят всей экосистеме Байкала не только на территории Бурятии. Так, в январе 2019 года в Иркутской области было возбуждено уголовное дело по факту загрязнения почвы на берегу великого озера. Работники одной из турбаз брикетировали отходы с помощью специального оборудования, после чего закапывали мусор на территории водоохраной зоны. Ущерб окружающей среде оценивается ориентировочно в 2 млн рублей. Можно предположить, что аналогичные нарушения есть на многих турбазах на байкальском берегу, независимо от региона. В настоящее время уже рассматриваются идеи по ограничению потока туристов на Байкал. В июне 2019 года с такой инициативой выступал спецпредставитель Президента РФ по природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов.

Пока же правительство Бурятии новым постановлением утвердило для туристов специальные нормы. Запрещается мыть автомобили на водных объектах, парковать и использовать машины можно только на специально отведённых местах. Запрещается складировать отходы вне урн и контейнеров, а также устанавливать туристические палатки вне отведённых мест.

В целом же вывод один: не решив проблему утилизации мусора и стихийных свалок на прибайкальских территориях, невозможно сберечь уникальную природу этой зоны Восточной Сибири. И разговоры о развитии туризма останутся лишь красивыми проектами.

Для sm-news

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *