Почему ночного – потому что всю неделю пик нашумевших протестных акций проводился в тёмное время суток, и участники ночевали прямо на месте митинга. В истории Бурятии такое наверное впервые.
Про стихийные акции протеста, гремящие в центре Улан-Удэ уже неделю, не писал только ленивый. Хронологию событий наверное знают уже все, вновь пересказывать смысла нет. Пока кратко – эта история опозорила всех.
Опозорилось и бурятское КПРФ, после поражения на выборах решившее отменить их через угрозу уличных беспорядков. И республиканские власти, не сумевшие сразу разрулить конфликт, благодаря чему скандал усугубился.
В целом, случившееся стало «индикатором» неблагополучия. Котёл недовольства бурлил давно, и сейчас сорвало крышку. Предпосылки назревали очень давно. Уровень жизни не растёт, в отличие от цен и налогов, экономическую ситуацию сложно назвать благополучной. Всё это – на фоне периодических коррупционных скандалов «сильных мира сего», их роскоши и богатства. Плюс разные социальные проблемы, вопросы из этнической сферы, недоверие к закону. В обществе назрел «запрос на справедливость». Во всяком случае, в немалой его части. Она становится питательной средой для всяких протестных настроений. Чем легко могут воспользоваться различные демагоги и провокаторы. Это и случилось.
Кто запамятовал – первый стихийный митинг случился 9 сентября – аккуратно на следующий день после выборов мэра. Которые проиграл глава бурятского КПРФ Вячеслав Мархаев. Скандальная акция на самом деле едва ли была стихийной – она явно заранее готовилась. На кону стояло слишком многое, чтобы коммунисты смирились с поражением на выборах. Кто контролирует Улан-Удэ – контролирует половину Бурятии. Местное КПРФ решило попрать негласные правила приличия, и претензии к выборам подкрепить акциями протеста.
Вячеслав Мархаев заявлял о нарушениях, якобы из-за которых он проиграл. Но если есть факты, с ними надо идти в прокуратуру. Стоит ли из-за этого устраивать уличные волнения? Отмечу, протестующие не говорили о конкретных нарушениях. Их требования постоянно метались: то отпустить якобы неправомерно задержанных, то просто аннулировать выборы. Многие отмечали отсутствие на акции протеста вразумительной цели. Не исключаю, что коммунисты сами не ожидали, что выпустят джинна из бутылки. Возможно, они хотели просто небольшой шумный эксцесс, чтоб «показать зубы» перед разбирательствами по итогам выборов. Но маховик завертелся и набрал инерцию.
Что касается поражения – на мой взгляд, КПРФ виновато в нём само. Мархаев этим летом долго чего-то выжидал, по моим сведениям – перечисления денег на кампанию, и активно её вести начал лишь где-то в августе. Когда кампания Шутенкова началась ещё с июня.
Теперь о республиканской власти Ни Игорь Шутенков, ни Алексей Цыденов не вышли к митингующим. Не вышел спикер Хурала Владимир Павлов. Лишь «старший» Баир Цыренов предпринял попытку поговорить с протестующими, но как-то невнятно. Хотя, возможно, этим получилось бы если не успокоить собравшихся, то показать распропагандированным заводилами горожанам внимание, готовность к диалогу. Выйти если не сразу, когда от распалённых людей можно было ждать любых выходок, то хотя бы на следующий день, когда на площади выступал Мархаев, а страсти толпы немного поулеглись. Впечатление, что республиканские власти растерялись, и решили подождать, в надежде, что проблема рассосётся сама собой. Но проблема не исчезла.
С другой стороны, к кому было выходить? К толпе агрессивных беспредельщиков? Переговоры нужно было вести не с простыми горожанами, и не с закоперщиками, а с самим Вячеславом Мархаевым. И всё же, я думаю, выйти всё-таки стоило бы. Чтоб избежать подозрений в нерешительности. Как говорит мой добрый тункинский камрад Евгений Плотников, в Бурятии «нойон» имеет право быть бандитом, лодырем, дураком, казнокрадом, пьяницей и так далее. Не имеет права на одно – проявлять робость и неуверенность.
А попытка обезглавить митинг, арестовав его зачинщиков, после того как история уже получила широкую огласку, предсказуемо выглядела очередным «душением свобод злыми сатрапами». До кучи кто-то додумался нарядить группу захвата в гражданскую одежду без знаков ведомственной принадлежности и снабдить «газелью» без номеров и эмблем. В результате задержание Баирова и Цыренова напоминало бандитский налёт. Со всеми вытекающими.
Опять же, при такого рода несанкционированных уличных акциях правоохранительные органы должны принимать какие-то меры. А оставлять их безнаказанными чревато рецидивами по нарастающей.
Вячеславу Мархаеву предложили высказать Алексею Цыденову все претензии на встрече кандидатов. Но Мархаев гордо отказался туда идти, сделав прошедшее мероприятие протокольным собранием. В чём-то его можно понять, после перегибов РЕН-ТВ в предвыборный период. Хотя на прошлогодних выборах чернухи было вылито тоже немало, поставили под сомнение военные заслуги Мархаева. С другой стороны, на этих выборах излишне ретивые адепты КПРФ не погнушались нападок на супругу главы. В общем, грязи друг на друга соперниками было вылито изрядно. Но «война чернухи» в политике – вообще-то рядовое явление, необходимые издержки. А встреча и переговоры всё-таки необходимы.
Вячеслав Мархаев предложил главе республики обсудить все спорные вопросы на санкционированном митинге в парке «Юбилейный», 15 сентября в 18.00. Будем наблюдать, что из этого выйдет. В целом же демарш БРО КПРФ может повлечь весьма негативные последствия.
— Главный враг БРО КПРФ – само БРО КПРФ. Непродуманные акции могут привести к потере поддержки Москвы, что приведёт к исключению руководства БРО КПРФ из партии, а само БРО станет небольшой группой маргиналов. Также, протесты КПРФ навлекут на себя недовольство основной массы горожан, которым создаёт неудобство перекрытый центр города, которым не хочется потрясений. Это молчаливое «системное большинство», которое тихо голосует и хочет тихо жить дальше, не вникая в борьбу за власть и избегая в ней как-то замараться, — считает известный политолог Алексей Михалёв.
Кто же приходил всё это время на площадь? Точный состав оценить сложно – это надо было проводить опрос каждого пришедшего. Были и любопытные зеваки, пришедшие на шум, и активисты КПРФ, и «профессиональные общественники», и всякие городские сумасшедшие – стандартный букет. Сколько из них реально поддерживают Мархаева, или не поддерживают действующую власть, и какой они процент составляют от жителей города – сложно сказать, но вряд ли они прямо-таки выражают мнение большинства.
Пара слов про инициатора скандала – одиозного блогера-таксиста Дмитрия Баирова. Он начал с того, что закатил безобразный скандал на пресс-конференции Игоря Шутенкова, оскорбляя присутствовавших. Поводом для бучи стало задержание одного из спутников «Саши-шамана». Хотя, казалось бы, какое отношение свежеиспечённый градоначальник имеет к аресту человека, оказавшего сопротивление полиции и подозреваемого в использовании угнанного транспортного средства? Перед акцией Дмитрий Баиров надел футболку со своей фамилией, её же огромными буквами вывел со всех сторон на своей машине, и даже на лобовом стекле. Указывает на какое-то болезненное тщеславие человека. Я не могу припомнить ни одного известного в Бурятии деятеля, который раскатывал бы на машине со своим именем, наносил его на одежду. Позже выяснилось, что Дмитрий Баиров – злостный неплательщик алиментов, долг по которым нехило перевалил за миллион рублей. Классическая схема – когда человека с серьёзными материальными проблемами и жадного до славы используют для разного рода щекотливой работы. Из персонажа, устроившего на ровном месте скандал, сейчас пропаганда КПРФ делает мученика-политзаключённого. Замечу, что сообщения о чудовищных травмах задержанных не подтвердились.
Немного о мятежниках. Нет, не о закоперщиках акции – с ними всё ясно: провокаторы и хитрые политиканы, использующие народный гнев в корыстных целях. О простых людях. Среди сторонников акции много граждан с обострённым чувством справедливости. Двое человек, с которыми разговаривал у «штабного автобуса», возмущались действиями неизвестной группы захвата, которая бесцеремонно скрутила депутата Народного Хурала.
— Я за депутата голосую, а его потом полицейские лупят, — возмущался один из них.
По их словам, они не имели отношения ни к КПРФ, ни к Саше-шаману, к акции примкнули уже после силового задержания, возмутившись произволом. Он рассказывал и о нарушениях, которые наблюдал на выборах. Думаю, таких людей можно понять.
Что касается Нины Хандаровой, возглавлявшей в тот день собравшихся, она заявляла, что акция будет продолжаться, несмотря ни на что. Но, по её словам, задержание водителя шамана просто случайно совпало, и вообще, мол единороссы сами часто ездят пьяные, на вопрос о политических требованиях митинга она стала отвечать уклончиво.
Приходил я на акцию и позже, уже после силового разгона. Когда пара десятков участников в знак протеста светила в темноте телефонами. Получился забавный флеш-моб. Половина людей, которых наблюдал была незнакомая мне молодёжь. Половина – активисты КПРФ и разные общественники. Непохоже, что мероприятие пользуется прямо таки массовой поддержкой. Когда нейтрализовали самых «буйных», оно явно пошло на спад.
Можно добавить, среди сторонников мятежа много явных агрессивных неадекватов, нашедших удобный повод выпустить свою злобу. И на площади, и в соцсетях я наблюдал и тех и других. От сторонников протестной акции обычное дело хамство, оскорбительные жесты, грязная брань, угрозы. Вообще, если действующую власть поддерживают здравомыслящие прагматики, то КПРФ вечно привлекает разную публику, которым, скажем так, нужна борьба ради борьбы. Каких дров могут наломать такие люди, если дойдёт до более серьёзных беспорядков – думаю, представить несложно.
Что в сухом остатке? Попытка БРО КПРФ помахать кулаками после драки, жест отчаяния. В котором простые люди оказались пешками. Конечно, гражданская активность – всегда хорошее дело, хорошо, когда люди неравнодушны и пытаются отстаивать права, выступать против произвола. Это заодно и заставляет власти более взвешенно принимать какие-то решения.
Но когда кто-то взывает к твоему чувству справедливости, стоит включить холодный рассудок и задать себе вопрос: «Кто заинтересован? Кому выгодно?». Искренний порыв горожан был использован как разменная монета в авантюре проигравшей политической группировки.
Революции затевают идеалисты-романтики, но их плоды пожинают корыстные проходимцы. А простым людям достаются обычно проблемы. Вспомнить Французскую революцию, обернувшуюся гильотинами и Вандеей. Вспомнить русские революции 1917 года, обернувшиеся Гражданской войной, большевистским террором, репрессиями. Прежде чем идти на митинг под воззвания крикливых демагогов, стоит подумать, зачем это нужно лично тебе, и что из этого может выйти. А демарш коммунистов так или иначе должен будет завершиться.