Как и обещал, привожу пояснения главы Бурятии касаемо поправок в Конституцию. Во время встречи с общественностью в минувший четверг я задал Алексею Цыденову вопрос, как ситуация с коронавирусом повлияет на проведение референдума.
— Мы ожидаем, что будет перенос. Пока официально по этому поводу информации нет. Есть предварительная, что перенос возможен, но официально это пока ещё не было объявлено. Как я понимаю, будут смотреть на развитие и прогноз ситуации, а также технологию голосования. Может, голосование сделают просто через портал «Госуслуги», удалённым. На «Госуслуги» ведь каждый заходит под своим реальным аккаунтом, система достаточно защищённая, требующая подтверждений, кто какие услуги получает. Тогда можно, в принципе, и не переносить ничего, — прокомментировал Алексей Цыденов.
Глава отдельно подчеркнул, что официальных решений пока не оглашалось. Заодно он решил сделать пояснения относительно сути поправок.
— Я хотел бы высказать ряд важных моментов по Конституции, чтобы было понятно, к чему мы идём, для чего вообще всё это. Сейчас много разной информации, кто за, кто против. Когда начинаешь напрямую общаться, оказывается, большинство людей, что активно в сетях присутствуют, поправки и не читали. Только какие-то комментарии к ним, — заявил Алексей Цыденов.
Глава поинтересовался у собравшихся, кто читал сами поправки – таковых не нашлось – и заявил, что хочет донести через журналистов основные «блоки», которые будут отражены в новой Конституции.
— В первую очередь, социальная направленность. Первое: МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума. На самом деле, мне кажется, многие ведь и недооценивают эту норму. Мы по сути, сейчас реально живём всего лишь больше года в условиях, когда у нас МРОТ уверенно выше прожиточного минимума. Когда в 2018 году президент принял решение повысить МРОТ на 40% разом, только после этого он стал у нас выше прожиточного минимума. До этого мы, по сути, ходили на грани. И прописывание таких условий в Конституции – это другое бюджетное планирование сразу же, — говорит Алексей Цыденов.
Это условие, по его мнению, будет также и ориентиром для бизнеса. Глава Бурятии, отметил, что попытки предпринимателей в этой сфере играть ставками, или ещё что-то делать станут уже поводом для соответствующих проверок.
— Эта норма закрепляет то, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. Особенно в нынешних условиях, когда в мире «штормит» всю экономику, это особенно важно. Второе – индексация пенсий. У нас многие, особенно молодёжь, в принципе не помнят, что было в 90-е годы. Когда вопрос стоял не в индексации пенсий, а том, что их в принципе не платили. Только сейчас мы уже привыкли, что пенсия ежемесячно выплачивается без всяких задержек, и мы обсуждаем её индексацию. И это тоже сильный посыл на защиту людей, который мы вкладываем непосредственно в Конституцию, — заявил Алексей Цыденов.
Что касается национальных республик, как пояснил глава, в Конституции будет прописана норма о том, что Российская Федерация гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Культура многонационального народа поддерживается и охраняется государством. «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия» — зачитал Алексей Цыденов текст поправки.
— Это будет впрямую в Конституцию вписано. У нас в республике часто дискутируют по бурятскому языку. Сейчас гарантии государства по сохранению языкового многообразия прописываются непосредственно в Конституции, — отметил глава Бурятии.
Алексей Цыденов, естественно, не обошёл и тему «обнуления» сроков действующего президента, вызвавшую особо бурную реакцию в обществе.
— Много дискуссий, наверное, даже основная, ведётся по «обнулению» президентского срока. И тут, мне кажется, надо наиболее чётко проговаривать и объяснять, что на самом деле происходит. Мы же не назначаем Владимира Владимировича на 2024 год «автоматом». Эта поправка даёт возможность президенту ещё раз прийти на выборы. Кому не нравится – может в 2024 году проголосовать за любого кандидата, за кого хочет. Но это не автоматическое продление, это возможность ещё раз явиться. Второе: давайте, с вами подумаем, что будет, если этой поправки не станет? Это значит, что Путин в 2024 году точно уходит. И это значит, что сейчас начнётся делёжка власти. Одни начнут кучковаться, другие, олигархи начнут кучковаться, искать фаворита, выставлять кадидатов, делиться на группы влияния. У нас в Бурятии – «западные» и «восточные», русские и семейские, «боханские» и «хори». Уже потихоньку, хоть и безвредно, но такие движения идут. А на уровне государства, если начнётся такая борьба за власть, то до 2024 года мы можем совсем расшатать страну. И это только внутри страны. А что касается международных отношений: представьте, сейчас и турки, и США будут знать, что Владимир Владимирович точно уходит. И смысл сейчас с кем-то договариваться? Мы лучше тихонько посидим, подождём нового человека, с ним и будем говорить. И соответственно, у нас все международные позиции и возможности до 2024 года начнут резко просаживаться. Потому что все будут ждать, когда он освободит «поляну», чтобы говорить с его преемником, да и решить, договариваться ли? А сама возможность, что президент в 2024 году может явиться на ещё одни выборы всех, безусловно, заставляет собраться. И все, кто сейчас хочет «похулиганить», чего-то не делать, будут вынуждены бояться, будут понимать, что если он в 2024 году снова изберётся, то по голове настучит всем, кто себя вёл несоответствующим образом. Поэтому норма о возможности продления защищает государство до 2024 года, чтобы не было разбалансированности, обеспечить стабильность, устойчивость. Как внутри, так и в международных отношениях. И вот это надо чётко понимать – чтобы нам самим не порвать себя на части, и чтобы нас снаружи не «заклевали», — пояснил Алексей Цыденов.
Глава Бурятии упомянул и формулировку в Конституции семьи как союза мужчины и женщины. Он отметил, что хотя нам это кажется естественным, мировая практика показывает, что не все воспринимают, как само собой разумеющееся. Поэтому такое определение тоже надо зафиксировать в Конституции, чтобы способствовать решению проблем демографии.
— Плюс, в Конституции прописываются вещи, которые касаются полномочий Государственно Думы, Совета Федерации, полномочий президента. Они больше федерального уровня, и в меньшей степени касаются непосредственно нас. Но в том, что касается социальной защищённости людей, социальной направленности Конституции – это те вещи, которые надо принимать уже сейчас. В нынешней ситуации они наиболее актуальны, — заявил Алексей Цыденов.
По техническим сторонам процедуры принятия поправок он сообщил, что принят федеральный конституционный закон о внесении изменений в Конституцию. Он принят Госудмой и Совфедом, одобрен всеми субъектами РФ.
— После этого в принципе уже можно вносить изменения в Конституцию. Тем не менее, президент решил всё-таки идти через всенародное голосование. Хоть и нет юридической обязательности такой процедуры. Но президент принял решение, что всенародное голосование важно в любом случае. И поправки, которые законом уже прияты – они не вступают в силу, пока всенародное голосование не состоится, — сообщил Алексей Цыденов.
Как подчеркнул глава республики, президент решил принимать или не принимать поправки только с учётом мнения людей. И если всенародное голосование поправки не поддержит, согласно закону, они приняты не будут. Глава Бурятии призвал обратить внимание на этот момент.
— Всенародное голосование – высшая форма проявления власти народа. И форма голосования, которая сейчас прописывается, обеспечивает максимальную прозрачность и ясность выражения воли людей. Сейчас вносятся изменения в Уголовный кодекс, в котором впрямую прописывается высокий уровень ответственности за любые нарушения на голосовании: подтасовки, недостоверность, иное. Любые нарушения будут уголовно наказываться. Для того, чтобы это голосования было максимально чистым, максимально открытым, проведено на максимально законно и честно. Вся процедура сделана так, чтобы люди могли высказаться сами за поправки в Конституцию. Хотелось бы, чтобы люди понимали, на что это влияет, и почему актуально особенно сейчас, — заявил Алексей Цыденов.
Также глава республики отметил ещё одно нововведение в Конституцию, направленное на защиту государства.
— Служащие высокого уровня сейчас не имеют права быть гражданином иной страны, или иметь там вид на жительство. Если ты идёшь в президенты, в премьеры, в чиновники федерального уровня или главы субъекта РФ, ты не должен иметь иностранного гражданства, вида на жительство, или иностранных счетов. Если от твоих действий, твоей работы зависит судьба людей, судьба страны, у тебя не должно быть никакого «запасного аэродрома». Чтобы если ты вдруг чего-то «накосячил» и «слинял» быстренько – такое недопустимо. Соответственно, ты никуда не сбежишь, и если работа несоответствующим образом, с тебя спросят, как с понимающего. У власти в стране должны быть люди, которые за эту страну переживают и смотрят на Россию как на свою родину, а не как на место заработка. И понимают, что здесь их жизнь и судьба, здесь их родина и здесь им жить, — заявил Алексей Цыденов.
P.S. Напоследок, замечу, что изменения в Конституцию всё же наверное связаны с более глубинными процессами, нежели предполагаемым стремлением Путина дольше усидеть у власти. Путину проще было не дразнить народ, а повторить схему «нулевых годов», когда президентом стал Медведев. При этом центр принятия решений всё равно оставался у Путина. На самом деле у ВВП влияние такое, что означенный центр сохранится за ним, даже если он формально будет занимать должность дворника при правительстве. Так что поправки в Конституцию, скорее всего, связаны с тем, что документ, принятый при ельцинском бардаке, уже плохо соответствует новым «техническим параметрам» страны. Впрочем, никто не мешает на референдуме поступить так, как считаешь правильным.