Давеча я посетил в Ацагате молодёжный форум «Baikal Calling». Он проходил 18-19 августа в комплексе «Степной кочевник», по инициативе немецкой организации Dekabristen e.V. и Берлинской школы социальных инноваций в сотрудничестве с «Добровольческим корпусом Байкала» (Бурятия) и «Большой Байкальской Тропой» (Иркутск) при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии в рамках программы сотрудничества Германии, стран Восточного партнерства и России. На форуме обсуждали волонтерские проекты и экологические проблемы Байкала, такие как мусор, лесные пожары, неконтролируемый туризм.
Я решил посетить этот форум, заодно отдохнуть посреди степи, пока не кончился август. Кто там будет, толком не знал, был рад увидеть много знакомых лиц, как, например, Маша Ханхунова. Торжественное открытие начиналось в 17.00, но я приехал почти на час позже, когда шла презентация волонтёрских проектов. Точнее, демонстрация отчётов о проделанной работе.
Тут было и строительство туристической тропы на реке Осиновка у села Танхой, и расчистка территорий, и строительство пешеходной дорожки у соболиного вольера в Байкальском заповеднике, и работа с больными детьми в центре «Аватар», и тренинге по тушению лесных пожаров в лагере под Усть-Баргузином, а также медийная работа по вопросам экологии, этнографии и общественных процессов Восточной Сибири.
Представители добровольческих молодежных объединений рассказывали, как таскали брёвна, сооружая в лесу мостики и беседки, как убирали мусор, как осваивали навыки действия при лесном пожаре, как беседовали с экспертами в сфере экологии и туризма. В форуме участвовало много молодых волонтёров, в том числе из других стран. На их фоне немного выделялся выпускник одного из иркутских ВУЗов – негр из Конго по имени Майк. Кстати, хорошо говорит по-русски. Уроженец Африки убирает мусор и оборудует туристические тропы на Байкале.
В проведение форуме «внёс оживляж» бродивший по территории этнокомплекса верблюд, пожелавший спрятаться в тень навеса-сцены, где проходило мероприятие. Участников он изрядно повеселил, пока наконец, его не увели.
После презентации проектов перешли ко второй части – круглому столу по стратегии и моделям устойчивого туризма. Он включал выступления экспертов и дискуссию. На мероприятие пригласили известного в Бурятии специалиста-эколога Наталью Тумурееву.
Она выступала первой, отметив пользу волонтерского движения, и перспективы применения его не только в экологических, но и социальных «нишах». По её мнению, нужно поощрять стремление людей помогать другим людям.
— К сожалению, наше государство быстро научилось этим пользоваться. Зачем убирать мусор на Байкале – волонтеры приедут, уберут. Зачем строить систему профилактики лесных пожаров – есть же «Гринпис» и «Добровольческий корпус Байкала», — возмущается Наталья Тумуреева.
По ее словам, доходило до курьезных случаев, когда Минприроды РБ звонило волонтерам, и указывало участки берега Байкала, где нужно убрать мусор. Сохранение экосистемы Байкала нельзя решить силами инициативных граждан, нужен подход на государственном уровне, внятная государственная стратегия в сфере охраны природы и развития туризма.
— Волонтерские проекты важны, но решить проблему только за счет волонтеров невозможно, — подвела итог Наталья Тумуреева.
Она также отметила, что волонтеров нужно использовать более эффективно – нелепо, когда человек летит через полмира, чтобы убирать бумажки на берегу, при этом его самолет загрязняет природу намного сильнее.
С ней согласилась представитель «Гринпис» Софья Косачева. По ее мнению, контакт с государственной системой необходим, без поддержки государства и работы с ним многое невозможно сдвинуть. Руководитель проекта Baikal Calling Сергей Медведев тоже отметил необходимость государственной стратегии по охране природы и туризма на Байкале, которая должна была быть разработана еще в конце 90-х.
Наталья Тумуреева напомнила, что в 1996 году Байкал был признан объектом всемирного наследия, и Россия была обязана составить такую стратегию, но её до сих пор нет. Но нужен комплексный подход на государственном уровне, охватывающий и утилизацию мусора, и экологическое просвещение населения, и поддержку волонтерских объединений, и туризм. Наталья Тумуреева критически отозвалась о проблемах с системным подходом к решению экологических проблем – всё решается на «тактическом уровне», мерами вроде запретов.
Также она отметила низкую экологическую грамотность населения Бурятии и потребительское отношение к окружающей природе. В том числе и у жителей прибрежных поселков, казалось бы, обязанных относиться к Байкалу бережно.
По ее словам, в прибрежных поселках каждое лето жители превращаются в «индивидуальных предпринимателей», открывая гостевые дома. Туристический сезон на Байкале всего два месяца, и люди стремятся успеть извлечь максимальную выгоду. При этом невозможно проконтролировать, как они утилизируют стоки и мусор. Невозможно даже наладить статистическое наблюдение.
— У местных жителей потребительское отношение к Байкалу как к бесплатному ресурсу, в который они не готовы вкладываться, в том числе и платить деньги за вывоз мусора. Оно выросло из государственной системы охраны окружающей среды, которая, я считаю, сейчас практически отсутствует, так как развалена полностью, — говорит Наталья Тумуреева.
По ее мнению, указанная проблема «растет корнями» в отсутствие вразумительной государственной стратегии по охране природы Байкала и развитию туризма, о которой говорилось выше. Повторю, её должны были разработать ещё в 90-е. Играет роль и менталитет жителей прибрежных посёлков, привыкших решать экономические проблемы рыболовством, пренебрегая более трудоёмким сельским хозяйством. Наталью Тумурееву возмущает и чисто бытовое свинство жителей Бурятии – способность кидать окурки и иной мусор в водоём, где тут же купаются твои дети.
Вторым экспертом выступил путешественник-экстремал Роман Шалтагачев. В Бурятии он известен тем, что в 2016 году в одиночку преодолел замерзший Байкал. Но не как я — поперёк в самом узком месте за день, а вдоль, с юга на север. Он прошёл по льду свыше 650 км за 27 дней, таща на себе две волокуши со всем необходимым. Одних продуктов у него было свыше 100 кг, спал он в палатке на льду, еду готовил на бензиновой горелке – газовые не годятся, так как на морозе газ не горит. Я давно мечтал лично познакомиться с Романом Шалтагачевым, и эта возможность мне неожиданно подвернулась на этом форуме.
В дискуссии о развитии в Бурятии туризма известный экстремал поделился своим мнением перед молодыми волонтерами.
— Я считаю, что в Бурятии должен быть туризм самобытный: сельский экологический и туризм приключенческий. Это сфера, которая не задействована совершенно. Очень мало настоящего приключенческого туризма. Помимо Байкала, у нас есть степи, Чайный путь, стоянка декабристов – это можно обыгрывать очень хорошо и интересно, — заявил Роман Шталгачев.
Он считает, что этим вопросом должны задаться туроператоры, работающие на въездном туризме и авторских турах. Что касается сельского туризма, по его словам, есть много деревень и ферм, готовых принимать гостей, и работа в этой сфере уже ведется. Путешественник считает, что говоря о развитии туризма в Бурятии, не надо «концентрироваться» на одном лишь Байкале.
Выступала также представитель «Гринпис» и ещё какие-то люди, которых не запомнил. Модератором дискуссии был руководитель проекта Baikal Calling Сергей Медведев. Он высказал мнение, что гости, приезжая, изучать местные культуру и традиции, и даже знакомиться с политической обстановкой.
Как отмечали представители волонтерских объединений, имеет место проблема отсутствия инфраструктуры, в которую можно вписать туристов так, чтобы они не вредили окружающей среде. Затронули и проблему «замкнутости» китайского туризма на Байкале.
— Профсоюзный китайский туризм нами практически никак не контролируется. Как сказал один эксперт, приезжающие отдыхать китайцы нам оставляют лишь отходы, а все деньги увозят с собой, — рассказала участница форума, молоденькая девушка по имени Наталья.
На форуме обсудили ещё много интересных тем – переработка мусора, выработка стратегии устойчивого развития туризма, комплексный подход к решению экологических проблем Байкала.
А вечером для участников состоялся танец-ёхор и дискотека, гостям продемонстрировали выставку фотографа Алексея Химушина, снимающего представителей экзотических народов мира. Фотографии отпечатаны на редком дорогом оборудовании, позволяющем выводить снимки огромного размера без потери качества. Привлекла внимание фотография эвенкийской шаманки из Баунтовского района Светланы Ворониной, почему-то подписанная как «бурятская шаманка».
Потом, пока волонтёры отплясывали на дискотеке, мы с Тумуреевой и Шалтагачевым беседовали в сторонке, лакомясь тушеной бараниной. Кстати, баранину приготовила Тумуреева.
Программа следующего дня предусматривала пешую экскурсию в Ацагатский дацан, расположенный за холмами по соседству. Я там был прошлым летом во время экскурсии для РОО «Китой», с Андреем Гомбоевичем Самариновым. Дацан в Ацагате – один из старейших в Бурятии, был основан в 1825 году. В 1981 году дацан посетил цесаревич Николай Второй, возвращавшийся из кругосветного путешествия. При советской власти, в 1936 году дацан был разрушен, и восстановлен только в 1992 году. При дацане работает дом-музей знаменитого ламы Агвана Доржиева.
Перед посетителями сначала выступил настоятель дацана, прочитав короткую лекцию об основах буддистского мировоззрения. Потом гости прошли в музей, прослушав лекцию о жизни выдающегося деятеля буддизма. Агван Доржиев – учёный, философ, дипломат, наставник Далай-ламы XIII, основатель первого буддистского храма в Петербурге, сторонник сближения Тибета и Российской империи, реформатор российского буддизма. По легенде, отец Агвана Доржиева очень хотел сына, но чтоб тот ни в коем случае не был ламой, и обратился к тибетскому оракулу, но тот предсказал, что будет лама. За свою жизнь Агван Доржиев совершил много деяний на ниве религии, науки и общественно-политической деятельности. Он посетил с дипломатическими поручениями много стран, во Франции впервые провёл буддистский молебен и читал лекцию о буддизме, был министром в Тибете при дворе Далай-ламы XIII, привёз много буддистских реликвий, реформировал старомонгольский алфавит, основывал дацаны в Бурятии и Калмыкии, был лично знаком с Николаем Вторым. После революции пытался спасти в России буддизм от преследований, обосновывая перед Лениным, что это не религия, а философия. Но особого успеха это не имело. В 1937 году был арестован, в 1938 году скончался в тюремной больнице, место захоронения неизвестно.
В доме-музее выставлена его восковая фигура, а также восковые фигуры его ученика Далай-ламы XIII, Далай-ламы XIV, выдающихся лам Чойзона Иролтуева и Тубден-Нимы Чойдонова.
Настоятель Ацагатского дацана, а позже Хамбо-лама Тамчинского дацана, Чойзон Иролтуев также внёс огромный вклад в развитие буддизма в России. Кроме того, он много внимания уделял развитию в Бурятии тибетской медицины – основал лечебницу, являвшуюся одновременно «мединститутом», составлял справочник лекарственных снадобий. Он лечил рану цесаревича Николая Второго, полученную во время визита в Японию, лечил в Петербурге царскую семью. Хорошо владел и хирургией – по легенде, он успешно пересадил брату лёгкое волка. Также Чойзон Иролтуев активно занимался общественной деятельностью, проводил Всебурятские съезды, был приближенным последнего русского императора.
Добавлю, заведующая музеем (имя запамятовал) лекцию читает очень живо и ярко, заскучать невозможно.
Постройки дацана я слишком подробно фотографировать не стал, так как уже был в прошлом году. Из дацана возвращался, снова преодолев по степи солидное расстояние. Получился практически пеший переход, наверное, не в один километр.
Можно добавить, в комплексе «Степной кочевник» для туристов всё обустроено очень удобно, можно расположиться в хостеле-юрте, а можно – поставить палатку на специально отведённом месте. В целом же поездка в Ацагат получалась интересной и познавательной, получил много хороших впечатлений.
Здравствуйте. Как можно с вами связаться?
По вопросу?