Кипящая Бурятия-2019. Основные процессы

Что мы видим, обозревая политическую обстановку в Бурятии? Не пускаясь в разглагольствования, выделим несколько основных направлений.

  1. Ползучая ликвидация выборов глав районов;
  2. Подготовка к новым выборам мэра Улан-Удэ;
  3. Подготовка к выборам в городской совет депутатов Улан-Удэ.

Начнём с «ликвидации демократии» в сельских районах. За последний год уже во многих сельских районах Бурятии отменили прямые выборы глав, заменив процедурой конкурсного отбора. Судя по всему, цель – выстроить в Бурятии жёсткую «вертикаль власти». Кого-то беспокоит, что граждане теряют возможность выразить волеизъявление, кто-то доказывает, что выборы неэффективны и порождают хаос. При этом в самом Улан-Удэ возвращают процедуру прямых выборов градоначальника.

Напомним, депутат Народного Хурала Оксана Бухольцева выступала против, ещё когда поправки в соответствующий республиканский закон были на стадии проекта.

«Законопроект главы республики призван устранить из политического процесса народ, которому Конституцией дано право избирать и быть избранным. Устранить как ненужную бюрократии прослойку, под соусом «заботы» о народе же. Дескать, в главы может пройти любой человек. В том числе —  популист без образования и опыта работы, запудрив народу мозги пустыми обещаниями. Странно, почему многие считают, что народ наш неграмотный, что он не сможет отличить хозяйственника от шарлатана? А зато конкурсная комиссия отберет две кандидатуры на пост нужного народу правителя?», — возмущалась Оксана Бухольцева.

Надо отметить, в Иволгинском и Курумканском районах попытка отмены прямых выборов вызвала протестные настроения. Зато райсовет Баргузинского района, находящийся в состоянии войны с главой района Алексеем Балуевым и прогремевший в скандалах, связанных с нарушениями лесопользования, тихо и без шума внёс поправки в устав. Теперь баргузинцы не смогут напрямую выбирать глав. Райсовет тем же макаром вынес ненавистному им Алексею Балуеву и второй «неуд» и направил главе Бурятии письмо с просьбой об импичменте. (Подписалась половина райсовета – семь депутатов). Напомним, Алексей Балуев был избран вопреки желанию баргузинских финансово-политических элит, представленных в райсовете, и с самого начала был воспринят ими враждебно. Не напрашивается ли здесь вывод – в отмене прямых выборов в районах заинтересованы именно местечковые элиты, желающие выдвигать угодных им людей?

Что касается Алексея Балуева, по сведениям источников, негативная оценка его работы вынесена не вполне правомерно (и будет оспариваться в суде), а уголовное дело, связанное с мостом, может быть закрыто за отсутствием состава преступления. (Можно вспомнить главу Тункинского района Ивана Альхеева, на которого написал заявление его же сторонник, но дело о мошенничестве в итоге развалилось). По информации тех же источников, глава Бурятии вряд ли пойдёт навстречу баргузинскому райсовету.

В Иволгинском районе ситуация пока «подвисла». С проведением референдума противники отмены потерпели неудачу. Тем не менее, мнение населения, возможно, будет услышано.

— Члены инициативной группы не стали подавать заявление в суд об отказе в проведении местного референдума. Посчитав, что уйдёт много времени на судебные тяжбы. И вопрос пока не будировался относительно отмены выборов. Предложенный нами вариант проведения опроса граждан был услышан властями. Поэтому будем наблюдать за развитием событий, — прокомментировал лидер инициативной группы Николай Васюткин.

По мнению завкафедрой политологии БГУ Алексея Комбаева, ползучая ликвидация демократических институтов в Бурятии – лишь повторение на уровне региона общероссийских тенденций на централизацию власти. С одной стороны, это должно ускорить принятие и исполнение политических решений, другой – будет тормозить развитие на местах и порождать в обществе напряжённость.

Но, скорее всего, сопротивление в отдельных сельских районах сломают, и в итоге модель конкурсного отбора будет принята по всей республике.

Теперь по выборам мэра. На кого делает ставку республиканская власть, думаю, понятно. Знающие люди утверждают, что Игоря Шутенкова в принципе можно уже смело считать мэром. Но – не следует забывать про Вячеслава Мархаева. Причин тут много. Повторюсь, если иркутский губернатор Сергей Левченко лишится кресла, это будет означать прекращение сенаторских полномочий Мархаева. Чтоб остаться во власти, единственный путь Мархаева – побороться за кресло мэра Улан-Удэ. Шансы есть – и благодаря известности в Бурятии самого Мархаева, и на волне протестных настроений после непопулярных реформ. Участившиеся случаи, когда выборы выигрывают оппозиционные политики, наглядный пример. В том же Усть-Илимске на днях мэром стала домохозяйка из ЛДПР.

Посмотрим поведение БРО КПРФ: сначала пустили слух, что на выборы пойдёт «молодой да ранний» депутат Хурала Баир Цыренов. Затем вместо него выдвинули другого депутата – не столь популярного 67-летнего Анатолия Ковалёва. По сведениям источников в БРО КПРФ, это «многоходовка». В чём же может быть её суть? Сперва припугнуть оппонентов сильным кандидатом (Баира не особо уважаю как человека, но политик он достаточно яркий). Потом, чтобы усыпить бдительность, демонстративно выдвинуть малоизвестного старца. Логично предположить, что перед самыми выборами как туз из рукава выскочит сам Мархаев. (Если его каким-то образом не убедят оказаться от поползновений). И не случайно Мархаева недавно зафиксировали шепчущимся о чём-то с экс-мэром Улан-Удэ Геннадием Айдаевым, имеющим реваншистские амбиции. Возможно, обсуждался очередной альянс, как на минувших выборах в Хурал, когда КПРФ выставило в соперники Айдаеву заведомо непроходного кандидата. Надо также иметь ввиду, что и Мархаев, и Айдаев – из «западных», и им легче меж собой договориться. И протестный митинг 23 марта против непопулярных решений власти думаю, тоже лишь подготовка к предвыборной борьбе.

Мархаев о чём-то шушукается с Айдаевым

Если Мархаев действительно пойдёт на выборы, думаю, мы снова увидим нашего дорогого Батодалая Багдаева. Это «человек-торпеда», заточенный специально против Мархаева, вдобавок лично его ненавидящий.

По выборам в Горсовет уже начались первые столкновения. Одно из них неудачная попытка импичмента Юрия Баданова. Хотя лишить его мандата за «забывчивость» требовали от имени Алексея Цыденова, в действительности инициатива исходила от Игоря Шутенкова. Будущий градоначальник попытался проверить горсовет на прочность. Поддайся депутаты – и он получил бы ручную «городскую думу». Но горсовет решил показать зубы, и проявить самостоятельность, не убоявшись грозного имени. В конечном счёте, происшедшее стало поводом обвинять бурятское «ЕР» в неспособности контролировать обстановку. В то же время действующие депутаты зондируют обстановку на возможность влиться в «команду» нового мэра. А некоторые депутаты Хурала хотят продвинуть в горсовет лично верных им людей. И на носу новые праймериз, в которых снова сойдутся и претенденты, и жаждущие славы.

Я буду внимательно следить за развитием событий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *