Памятник основателям Улан-Удэ. Историю города следует зримо увековечить!

Мой доклад для международной научно-практической конференции «Укрепление единства Российской нации и этнокультурное развитие народов Забайкалья», состоявшейся 16 мая 2019 года в Чите.

Одна из актуальных проблем казачества Бурятии, и вообще, русского населения республики – затруднения с установкой памятника основателей столицы региона. Вопрос строительства этого памятника затягивается уже скоро почти тридцать лет.

Один из ранних эскизов памятника основателям Улан-Удэ

Официальная историческая наука считает основателями двух казаков-землепроходцев — «служилых людей» пятидесятника Гаврилу Ловцова и десятника Осипа Васильева. По уточнённым данным историков, именно они в 1665 году основали на слиянии рек Уда и Селенга ясачное зимовьё, на месте которого позже был построен Удинский острог [Бураева О.В. Откуда есть пошёл град Удинский.]. Он стал важным форпостом российского государства за Байкалом, позже острог стал городом Верхнеудинском, ныне – Улан-Удэ. Отметим, Улан-Удэ зарождался именно как казачий укреплённый пункт.

Об увековечивании памяти основателей столицы Бурятии впервые заговорили ещё в 1991  году. Но за минувшие годы памятник так и не был установлен. На протяжении всего этого времени вопрос по памятнику поднимался неоднократно, но тихо «клался под сукно» городскими властями. В настоящее время мемориалом основателям Верхнеудинска — Улан-Удэ служит каменный поклонный крест, самовольно установленный русской общественностью в 1992 году на склоне Батарейной горы, рядом с местом, где некогда располагался острог. В 2017 году на нём по инициативе РОО «Общество русской культуры» укрепили мемориальную доску с именами основателей города. Тем не менее, на протяжении многих лет инициативные граждане УланУдэ добиваются именно полноценного памятника в виде скульптуры, изображающей Ловцова и Васильева.

Вопрос об установке памятника с 1992 года поднимался в публичном поле неоднократно – и представителями казачества Бурятии, и русскими национально-культурными объединениями, и просто неравнодушными горожанами. Общественность выступала с инициативой и в 2008 году, и с 2011 года по настоящее время. Активисты неоднократно обращались и к мэрам Улан-Удэ, и к главам республики. Но пока результата нет.

Стоит отметить, одним, но достаточно значимым фактором, препятствовавшим установке памятника, является агрессивное противодействие националистически и панмонголистски настроенных представителей бурятской интеллигенции. После того, как в 2011 году инициативные граждане вновь подняли тему памятника, ряд одиозных фигур развернула в СМИ агрессивную кампанию очернения, на грани открытых призывов к межнациональной розни. Русских казаков-землепроходцев пытались представить «колонизаторами» и «жестокими захватчиками», пугали местные власти риском роста межнациональной напряжённости. Подобную агрессивную реакцию в Бурятии встречали идеи других мемориалов, связанных с казаками. Противники памятника пытались создать ложное впечатление массового национального протеста. Но при внимательном рассмотрении, в действительности «политическую подоплеку» в этом вопросе искусственно нагнетали одиозные личности, практически отрыто стоявшие на позициях агрессивного панмонголизма и сепаратизма. (Предположительно, в интересах неких политических сил, пытавшихся разыгрывать «национальную карту»). В настоящее время многие из них либо имеют судимости за экстремистские призывы, либо находятся за границей, откуда уже открыто призывают к сепаратизму и не скрывают, что сотрудничают со структурами недружественных государств. Такие люди не могут являться выразителями настроений народа, и тем более, не следует оглядываться на их деструктивную пропаганду. Отметим, за 2016-2018 годы в Бурятии было установлено немало мемориалов историческим фигурам времён присоединения Сибири, но никаких эксцессов в связи с этим не происходило. Таким образом, проблема «напряженности» в данном вопросе сугубо надуманная.

Одной из формальных причин, по которым отказывали в инициативе памятника, был статус территории Батарейной горы. Согласно информации комитета по архитектуре и градостроительства администрации Улан-Удэ, строительные работы там были запрещены, поскольку территория считается несущей культурно-археологический слой. Но в 2016 году специалисты ИМБИТ СО РАН провели масштабные раскопки на месте острога, обнаружив крупный фрагмент крепостной стены и массу иных археологических находок. Можно предположить, основные археологические объекты уже найдены и извлечены. Кроме того, в настоящее время администрация Улан-Удэ заявила о намерении масштабного благоустройства территории Батарейной горы. Там предполагается создать парк. Это неизбежно будет означать строительно-земляные работы. Таким образом, можно предположить, что для этой территории особый статус, препятствующий установке мемориала, уже неактуален.

Какие преимущества даст установка памятника?

Во-первых, этим жители Улан-Удэ почтут память основателей своего города. Столица Бурятии не «безродная», у неё есть вполне конкретные основатели. Отметим, в других городах Сибири и Дальнего Востока мемориалы основателям установлены давно, и препон не встречали.

Во-вторых, памятник повысит туристическую привлекательность Улан-Удэ. Это особенно важно в свете заявлений нового главы республики о намерении сделать туризм «локомотивом» экономики региона. Памятник украсит и планирующийся парк на Батарейной горе, и вообще, город.

В-третьих, памятник привлечёт внимание и горожан, и гостей Улан-Удэ к его истории, к периоду освоения Сибири, и истории казачества Бурятии. До недавнего времени российско-имперский период истории края в Бурятии не слишком популяризировался. О каких-то знаковых исторических фигурах и событиях знали в основном специалисты-историки и немногочисленные энтузиасты-краеведы. Памятник стал бы важной частью культуры и забайкальского казачества, и русской культуры вообще.

В-четвёртых, памятник станет своего рода маркером российской государственности в Бурятии. Отсутствие памятника людям, устанавливавшим в Восточной Сибири российское государство – неуважение к этому государству. В настоящее время памятник не поставлен во многом из-за протестов граждан, почти открыто выражающих антироссийские взгляды. Дальнейшее сохранение такого положения они могут воспринять как свою победу. При этом зачастую те же граждане активно выступают за установку памятников средневековым монгольским полководцам. Но установка такого мемориала при отсутствии памятника основателям Улан-Удэ может выглядеть как некая претензия на большую автономность. Добавлю, все коренные этносы Бурятии (а русских спустя почти 400 лет проживания в Сибири тоже можно относить к таковым) должны быть достаточно одинаково представлены в культурно-историческом поле региона.

В-пятых, установка памятника, вопреки заявлениям противников, станет фактором, укрепляющим в Бурятии дружбу народов. Поскольку снимет наболевший за много лет вопрос, становящийся раздражающим фактором и средством недобросовестных манипуляций.

В заключение скажем, отсутствие памятника основателям города – это серьёзная недоработка республиканских властей, ответственных за сохранение в Бурятии хорошей межнациональной обстановки. Эксцессы, сопровождавшие многолетнюю дискуссию по установке этого мемориала – во многом результат их невнятной позиции по этому вопросу, стремления уклониться от озвучивания отношения к этой инициативе. И столь важные фигуры истории казачества в Забайкалье, как Гаврила Ловцов и Осип Васильев, заслужили памятник.

Литература:

  1. Бураева О.В. Откуда есть пошёл град Удинский.
  2. Сборник документов по истории Бурятии. XVII век. Улан-Удэ, 1960. Вып. 1. С. 226-233.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *