Политологи Бурятии предлагают установить памятники в Монголии, посвященные советским врачам, трудившимся в степной стране. Тем самым увековечить их вклад в развитие светской медицины Монголии. Эта инициатива могла бы стать еще одним шагом к укреплению российско-монгольских отношений.
Республика Бурятия и Монголия – граничащие территории, исторически и культурно очень близкие. С момента получения независимости Монголию зачастую называли сателлитом СССР. Наши страны связывает длительное историческое взаимодействие. Не секрет, что добрососедские отношения во многом поддерживаются различными акциями гуманитарного характера, например, установлением памятников каким-то выдающимся личностям.
— В июне этого года в Европе и Америке развернулась масштабная война с памятниками. Подобных событий не было со времен десоветизации 1990-х годов, если не считать Украину. Стало очевидно, что памятник – это не просто объект культурного наследия, но и символ политического господства. Однако я убежден, что памятники – потенциальные символы межкультурного диалога и консенсуса, — считает эксперт-политолог, профессор Бурятского госуниверситета Алексей Михалёв.
В разговорах о новых памятниках обычно говорят о героях войн, политиках, деятелях культуры. Реже вспоминают о людях, чей труд не столь очевиден, но не менее важен – деятелях медицины, создающих системы здравоохранения и санитарной защиты. По мнению Алексея Михалёва, памятником дружбы мог бы быть мемориал советским врачам, боровшимся с эпидемиями в Азии.
В борьбе с «черной смертью»
В второй половине 19 века в Монголию прибыли первые дипломатические миссии России. Отечественных медиков поразила слабое санитарно-гигиеническое состояние в стране, порождавшее тяжелейшие болезни: тиф, оспу, сифилис и др. Русский консул в Урге (ныне Улан-Батор) писал: «Что бы ни говорили о медицине Тибета и искусстве медиков-лам, но медицина эта ничтожна». К фельдшеру русского посольства по фамилии Осипов потянулись не только больные монголы, но и ламы-медики, желавшие перенять опыт.
В 1940-е годы в Монголии произошла вспышка чумы. Эта страшная болезнь унесла жизнь огромного количества людей. В те трудные времена в Монголии работали советские врачи, и именно они смогли потушить очаги «черной смерти». В 2017 году при поддержке Союза кинематографистов Монголии был снят документальный фильм российского режиссера Е. А . Туринцева «Победившие черную смерть», посвящённый тем врачам. Это — П.П.Тарасов, Е.К.Демидова, С.В.Смирнов, и др.
«Сто знатных людей МНР»
Еще при царе русские врачи успешно работали в Монголии, но все же основу массовой медицины создавал Советский Союз.
Имя заслуженного врача РСФСР хирурга Павла Николаевича Шастина в медицинских кругах Монголии широко известно. Его командировали в Монголию в 1923 году, там он основал первую больницу и амбулаторию. Он же лично лечил тяжело больного революционера Сухэ-Батора. Фактически, именно Шастин создавал в Монголии европейскую медицинскую систему.
За заслуги в развитии здравоохранения советский врач получил от правительства Монголии орден Трудового Красного знамени. Имя Павла Шастина внесено в книгу «Сто знатных людей МНР», а также было присвоено в 1961 году городской больнице Улан-Батора.
Другой выдающийся деятель медицины — Алексей Михайлович Скородумов, эпидемиолог-микробиолог, доктор медицинских наук, профессор. Инициатор организации противочумной системы Сибири и Дальнего Востока, один из создателей медицинского факультета Иркутского университета и кафедры заразных болезней. Организатор многочисленных экспедиций в природные очаги чумы в Иркутской области, Забайкалья, странах Азии. Награждался орденом Трудового Красного знамени.
Были и другие не менее известные имена. В степной стране трудился директор Иркутского научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока Евгений Павлович Голубинский, обладатель знака «Отличник здравоохранения МНР» и медали Монголии «Наставник молодежи», автор множества научных трудов. Его имя внесено в Почётную книгу Центра исследования природно-очаговых инфекций Министерства здоровья Монголии. Среди медиков, трудившихся в МНР, было много врачей из Бурятской АССР.
Памятник как символ дружбы
Отметим, советские медики работали в Монголии с 1920-х годов, когда государство де-факто обрело независимость от Китая, по 1989 год – практически до самого распада СССР.
— Их работа позволила достигнуть небывалого по тем временам прогресса в борьбе с инфекционными заболеваниями. А мой взгляд, подобный памятник мог бы способствовать укреплению добрососедских отношений между Россией и Монголией. Будучи немилитаристским и неконфессиональным символом, памятник врачам в современных условиях позволит отметить труд сотен медиков как из приграничных регионов — Бурятии, Иркутска, Алтая, так и всего СССР, — говорит Алексей Михалёв.
По его мнению, именно отлаженная советскими медиками система сейчас помогает Монголии иметь низкие показатели по эпидемии Covid-19. Но вклад выдающихся деятелей медицины в сибирских и дальневосточных регионах мало кто помнит, кто узких специалистов по истории и медицине.
При этом последние годы в Бурятии ведутся ожесточённые дискуссии об уместности увековечивания казаков-первопроходцев, монгольских средневековых завоевателей, полководцев эпохи Гражданской войны. Эти споры обнажают подспудные противоречия, пронизывающие общество Бурятии, отголоски конфликтов уже вековой давности. Но памятник врачам, которые ни с кем не воевали, а наоборот, лечили людей, не должен быть принят кем-то негативно.
— Современные масштабные дискуссии о памятниках в Бурятии в большей степени разъединяют людей, особенно по вопросу памяти о Гражданской войне. Все это свидетельствует о масштабном запросе на сбалансированную и выверенную политику памяти, — считает Алексей Михалёв.
Ученый подчеркивает, что установление памятника советским медикам не только увековечит их трудовой подвиг, но и поможет популяризации в массовом сознании малоизвестных эпизодов истории Восточно-Азиатского региона, будет дополнительно способствовать благополучию в российско-монгольских отношениях. В этом контексте Республика Бурятия, как граничащий субъект Федерации, с родственной культурой может стать инициатором установки мемориала.