Еврейская община Бурятии: прошлое и настоящее

Среди множества народов, живущих в Бурятии, есть и евреи. В Восточной Сибири они появились почти сразу вслед за русскими поселенцами – примерно к концу 17 века. Евреи сыграли немалую роль в освоении и развитии региона, о чём расскажем более подробно

Историческая справка

История переселения евреев в Сибирь описана в работах Лилии Кальминой, Якова Кофмана и ряда других исследователей. Например, сборник «Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке. История и современность». Есть эссе Луизы Мальцевой «Евреи Верхнеудинска». Сохранились и дореволюционные труды, например книга «Сибирские евреи» Юрия Островского.

На будущей территории Бурятии еврейская община стала складываться во второй половине 19 века. Переселение было связано с т.н. «чертой оседлости», ограничивающей права евреев. В Сибири было разрешено селиться еврейским купцам, врачам, ремесленникам и отслужившим солдатам. Переезжали земледельцы, перебирались также отбывшие каторгу и политические ссыльные. Кроме того, в Сибири тогда были неразвиты торговля и промышленность, что означала низкую конкуренцию. Также были удобные для хлебопашества земли, а местное население относилось к евреям доброжелательно.

Переселенцы переезжали в основном на территории Баргузинского и Селенгинского округов, а также в Верхнеудинске, где в 1909 году они составляли 20% населения, а к 1917 году около 40%. Евреи активно занимались земледелием, торговлей, ремесленничеством, медициной. Из них в значительной мере формировалась прослойка интеллигенции. Многие работали врачами и учителями, которых в то время в Забайкалье было мало.

 Евреи сыграли большую роль в развитии экономики и инфраструктуры, открывая заводы, фабрики, магазины, помогая строительству Транссибирской магистрали.

«Продукция мукомольного завода Н. Капельмана была удостоена серебряной медали на первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торговопромышленной выставке в Омске в 1911 году, а кондитерская фабрика ПейсахаРодовского была удостоена высшей награды и большой золотой медали на международной выставке в Брюсселе», — говорится в статье «Евреи Верхнеудинска».

Первая типография в Бурятии была открыта в 1900 году Абрамом Рейховичем, его проект развил его компаньон Самуил Нодельман, освоив выпуск широкого ассортимента печатной продукции. Первый кинотеатр в Верхнеудинске открыл купец Яков Цыгальницчкий, его брат Исай – кондитерскую и кофейню. Почтово-телеграфная контора и городская тюрьма также были построены еврейскими подрядчиками.

Дом купца Капельмана в Улан-Удэ

Революция 1917 года сначала принесла евреям отмену разных запретов и ограничений, принятых в Российской Империи. Поэтому советскую власть они встретили одобрительно, активно участвовали в формировании Дальневосточной республики. Но после победы большевиков и образования Бурят-Монгольской АССР частные предприятия были национализированы, еврейские организации закрыты. Вскоре были ликвидированы синагоги, начались репрессии. Сейчас о дореволюционном величии еврейских купцов напоминают лишь построенные ими здания в историческом центре Улан-Удэ. Например, знаменитый «дом с атлантами» на улице Ленина, принадлежавший Науму Капельману. Или трёхэтажный дом купца Самуила Розенштейна по улице Сухэ-Батора, где сейчас расположен факультет иностранных языков БГУ. Есть и другие архитектурные памятники, связанные с вехнеудинской еврейской общиной.

В наши дни

В настоящее время в Бурятии проживает достаточно много евреев и людей с еврейскими корнями. Много евреев проживает в Баргузинском районе, куда в своё время ехало много переселенцев. В районной администрации установлен стенд, посвящённый культуре евреев.

Для сохранения национальных традиций евреями Бурятии образованы три этнокультурных объединения. Это местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Еврейская община города Улан-Удэ», общественная организация «Еврейский общинный центр Республики Бурятии» и благотворительный культурный фонд «Симхат Хаим».

Культура евреев неразрывно связана с их национальной религией – иудаизмом. Поэтому этнокультурные объединения евреев Бурятии огромное внимание уделяют возможности соблюдения всех  религиозных традиций, согласно иудейскому календарю. Такие, как Шавуот, Пурим, Пейсах, и другие. Отметим, в этом году с 9 июля евреи, по традиции, отмечают трёхнедельный траур по разрушенным Первым и Втором храмам и изгнанию евреев. В это время запрещается развлекаться и веселиться, налагаются серьёзные ограничения в повседневной деятельности.

Следует заметить, иудаизм – древняя религия, насчитывающая больше трёх тысяч лет, с глубокой и сложной философской системой, с множеством строгих требований к верующим. Предписания иудаизма содержат 613 заповедей, и правоверный иудей должен стремиться как можно более полно соблюдать их..

Благодаря работе этнокультурных организаций все евреи Бурятии обеспечены возможностью знать события еврейского календаря, участвовать в проводимых мероприятиях, изучать религиозную литературу. Объединения следят, чтоб национальная традиция сохранилась, чтоб по возможности распространилась на всех евреев, вопреки тенденциям «размывания» национальной идентичности у современного человека. 

Для желающих преподаются курсы иврита, чтоб человек знал родной язык, мог изучать традиционные религиозные тексты, а также, чтоб было проще при переселении в Израиль. Многие евреи, особенно молодёжь, всё чаще устремляются на историческую прародину.

Исполнительный директор «Еврейского общинного центра РБ» Андрей Самсонов отмечает в Бурятии хороший «климат» межнациональных отношений, добрососедское сосуществование всех народов и религиозных конфессий, с какими-то проявлениями недружелюбия сталкиваться не приходится. К местным властям каких-то претензий нет. Для проведения мероприятий «Еврейскому общинному центру РБ» предоставлено помещение в Доме дружбы народов в Улан-Удэ. Администрация города недавно обещала выделить землю под кладбище в районе «12-го километра», и еврейская община сможет проводить похоронные обряды согласно традициям.

Единственная серьёзная проблема в настоящее время – отсутствие синагоги. Есть только молельные комнаты. До революции в Бурятии имелось пять синагог, к настоящему времени сохранилось два здания. Одно из них – Верхнеудинская синагога, построенная в 1882 году на пересечении улиц Большой Набережной и Сенной (ныне улицы Смолина и Свердлова), является памятником архитектуры. При советской власти здание было изъято, в настоящее время в нём находится четвёртый корпус ВСГУТУ. Ещё одна синагога находится в Кабанске, районе, сейчас в её помещении располагается администрация Кабанского района.

— Нашей общине хотелось бы вернуть эти здания, чтоб использовать по прямому назначению. Мы поднимали этот вопрос, опираясь на закон РФ о реституции. Никто не должен пользоваться тем, что ему не принадлежит. Поэтому тема возвращения синагог остаётся открытой. При этом мы благодарны нынешним владельцам, за то, что поддерживают здания в хорошем состоянии. В Талмуде на подобный случай есть понятие, которое можно перевести как «платный сторож», — говорит Андрей Самсонов.

Здание синагоги в Улан-Удэ. Ныне один из корпусов ВСГУТУ

Кроме того, строительство новой синагоги – начинание довольно затратное. Поэтому община евреев Бурятии не оставляет надежды восстановить справедливость, вернув исторические здания. А пока, ввиду отсутствия синагоги в местной общине нет своего раввина, и религиозными вопросами евреев Бурятии занимается иркутский раввин Аарон Вагнер. К нему обращаются с вопросами, касающимися проведения обрядов, разрешения каких-то имущественных и семейных споров между членами общины.

В заключение можно сказать, в истории Бурятии евреи оставили довольно значимый след, наглядно видный даже в памятниках архитектуры Улан-Удэ. Сейчас задача еврейской общины – беречь традицию, которая позволила евреям сохраниться как народ на протяжении всей своей истории и продолжать свою религиозную миссию.

Для sm-news

Фото ulanmedia.ru, jeducationworld.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *